Одну из ключевых тем геополитической повестки обсудили 16 января в ходе XI Гайдаровского форума в Президентской Академии ректор РАНХиГС Владимир Мау и президент Франции в 2007–2012 годах Николя Саркози в открытом диалоге «Глобальная повестка: вызовы, возможности, риски».
Николя Саркози был, по моим наблюдениям, слегка навеселе, и от того в хорошем настроении.
Приятно было фотографировать этого стопроцентного француза: эмоционального, яркого, с необычайно выразительной мимикой и жестами.
Приведу ряд выдержек из выступления Николя Саркози.
Для меня каждый приезд в Россию – счастье. Я приезжаю в страну с европейской культурой. Европе Россия нужна, а России нужна Европа. Наша судьба взаимосвязана. Те, кто этого не понимают, те вообще ничего не понимают ни в географии, ни в истории.
Я вижу грандиозный вызов, который стоит перед нами – это демографический вызов.
Когда я родился на планете было 2,5 миллиарда жителей. Сегодня 7,5 млрд. Впервые на нашей планете за последние 3 млн лет сложилась ситуация, когда за короткий срок втрое увеличилось число жителей. В конце века нас будет 11 млрд. Одна только Африка увеличит свое население в два раза – ее население будет 2,5 млрд.
В четырех государствах Азии население увеличилось в разы, соответственно земная ось переместилась на Восток. Демографический – самый сильный вызов. Климатический вызов проистекает из демографического. Но при этом сегодня нет ни одной международной организации, которая бы занималась наблюдением за демографической ситуацией на планете.
Значительная часть населения сегодня не доверяет техническому прогрессу. Технический прогресс – замечательный потенциал для человечества. Прогресс – это не проблема. Это решение проблемы. Страны, которые не будут вкладываться в развитие технологий и инновационную экономику, рискуют своим будущим.
Долгие десятилетия мир был организован на основе двух соперничающих блоков: советского и американского. Теперь все изменилось. Сегодня американцы говорят, что кроме них самих их ничего больше не интересует. Китай стал страной, давлеющей над другими во многих отношениях: демографическом, промышленном , военном. Вопрос в том, как создать баланс, как управлять планетой взвешенно, как создать систему, которая будет регулироваться не двумя блоками и не одной сверх державой.
Возникают новые мировые державы, и вот Россия вновь стала мировой державой. Это заслуга Путина, который вернул Россию в первый ранг мировых держав.
Также есть Турция, которая хочет вернуться к своим атаманским корням, есть шииты и суниты – кто будет регулировать этот многополярный мир?
Мы в XXI веке продолжаем жить с международными организациями, созданными в XX веке. У нас нет международных организаций, которые бы позволяли управлять этой планетой.
В Совете безопасности нет африканских и латиноамериканских стран, поэтому он не может решать мировые вопросы. Необходимо создать новые международные органы.
Самые жестокие войны за всю историю планеты шли в Европе. И они прекратились, когда был создан Евросоюз. Европа стала самым мирным континентом. Но Европа не будет существовать в единственном числе. «Европ будет несколько». Будут Европа Евросоюза, шенгенская Европа, которой предстоит решить проблему миграции, и будет европейское сотрудничество, которое решит проблему обороны, – считает Николя Саркози. – Ну и хотелось бы пожелать создания новой организации, где было бы три основателя – Евросоюз, Россия и Турция. Эта организация должна решить вопросы безопасности и экономики на всей территории от Атлантики до Байкала».
На базе трехчастной конструкции Евросоюз, Россия и Турция, можно будет открыть сотрудничество для Украины, Грузии. Против вступления этих стран в НАТО и Евросоюз я когда-то выступал. Но в XXI веке надо переключиться на новые идеи, не держаться за идеи прошлого.
Я не очень верю в общее пространство Европы в вопросах безопасности. Очень трудно Президенту посылать своих солдат защищать другую страну в рамках международного мандата, зная, что они могут потерять там жизнь.
У Франции есть ядерное оружие, но без разрешения Совета безопасности Европы она не сможет его применить.
На вопрос Мау будет ли экономический кризис, Саркози ответил «Да, для меня это неоспоримый факт». Вопрос в том когда он случиться. В последнее время произошло уникальное событие: у денег отрицательное значение. Иногда надо заплатить, чтобы разместить свои деньги в банке. Денег стало в 16 раз больше, чем создавалось благ. Спекулятивные мыльные денежные пузыри неизбежно лопнут. Кризисы являются своего рода чисткой.
Завершая беседу, экс-президент Франции рассказал, что считает себя оптимистом. «Обычно жизнь плохо заканчивается и длится краткий миг, но нет ничего лучше жизни! Я считаю, единственный способ жить так, будто перед нами вечность и море возможностей».

About Author