Конспект видеолекции Т.В. Черниговской «Творчество как предназначение мозга» + свои мысли.
Одна из лекций Татьяны Черниговской, в которой она объясняет, какое значение для мозга имеет творчество, как музыка меняет мозг на функциональном уровне и почему у музыкантов меньше шансов встретить в старости «дедушку Альцгеймера и дедушку Паркинсона». А ещё вы узнаете, что разделение людей на левополушарных и правополушарных давно не имеет никакого значения, по какой причине общая шкала измерения способностей не применима к гениям (ЕГЭ, IQ) и почему нам стоит научиться снимать когнитивный контроль, то есть позволять мозгу думать, о чём он думает.
Конспект лекции Т.В.Черниговской «Творчество как предназначение мозга». Прочитал, послушал, и поймал себя на мысли, что у меня есть много своих идей дополнить. Решил написать. Курсивом дан авторский текст Черниговской, обычным текстом в квадратных скобках мои мысли. Знаком «тм» отмечены оригинальные мысли, которые принадлежат мне, и которые я посчитал нужным отметить особо. Начали. · Самый главный прорыв-это прорыв в собственном мышлении [важно закрепить его в действии и результате. Непринципиально, пусть даже в негативном]· Вы думаете, что не ученых дураков? Я среди них живу.
· Человеку нужен иной мир (искусство), ничуть не меньше, чем мир осязаемый.
· Искусство не изображает жизнь, и творит жизнь [Ars longa, vita brevis?]
· Искусство это умение создавать «ненужные» вещи [это и есть главное отличие от ремесла. Ремесло суть создавание нужных (необходимых) вещей.]
· Язык придумали не для общения, он избыточен для чистой коммуникации, он создан для мышления [разность построения языковых форм, фонетика, строение языка и обуславливает различный тип мышления, национальный менталитет, если угодно. Все как в Писании – в начале было слово. Я всегда говорил, что человек теряет национальность, когда теряет свой язык ]
· Жесты, мимика, одежда и т.д. это тоже язык человека.
· Искусство меняет наш мозг.
· Импрессионисты узнали про зрение такое, на что у ученых ушло бы несколько десятилетий [писатели и поэты, начиная с древности, рассказали о человеке столько, на что у психологов и психоаналитиков ушло сто лет, вернее докапываться современная наука стала совсем недавно; начиная с Фрейда и заканчивая сегодняшним днем. Замечу, что психоаналитика относительно молодая наука, и сильно впитала в себя наследие литературы и искусства. К.Г. Юнг в своей фундаментальной работе «Психологические типы» решил просто взять в разрезе сопоставления два базовых психологических механизма интроверсии и экстраверсии, и описать их на примере творчества выдающийся мыслителей – например Гете (экстраверт); Шпителлер (интроверт) В труде присутствуют и другие примеры]
· Творчество, это не только быть как Рембрандт (буквально), творчество — это умение смотреть на мир глазами только что родившегося человека. [ Иисус любил нас. Он говорил: «Воистину, не будете как дети, не войдете в Царствие Божие». Ребенок подлинно свободен. Он умеет мыслить парадоксально, а парадокс это прямая линия между двумя казалось бы, несовместимыми явлениями (тм). Я всегда говорил, читайте Книгу Книг – Библию. Только не читать ее догматично.]
· Для искусства (объект) нужен человек (субъект), причем подготовленный для восприятия [В Писании сказано – истина не в устах говорящего, а в ушах слушающего. Умейте слушать и СЛЫШАТЬ.]
· Человек, слишком много читающий, становится ленивым к размышлению [мы же стараемся беречь себя и не кушаем то что нам не полезно, здесь та же самая картина, беречь себя от хлама, кормит свой ум только качественной продукцией. Соблюдать психологическую диету (выражение М.Е.Литвака)]
· Я, как личность и мой мозг – это разные вещи. Мозг может что то делать, совершенно с нами не считаясь, и нас не спрашивая. [Сократ говорил: Познай самого себя. Дополню мудреца (возможно ли такое?) Самая трудная дорога – это дорога к себе навстречу. И трудно идти не только навстречу себе, но и идти рядом с собой. Что это значит? Значит принять себя, свои способности, свои желания, фантазии, устремления, таланты, какими бы необычными они вам не казались. Отбрасывая все навязанное чужое. То, чем активно занимается социум, масс-медиа, зачастую и близкие люди тоже]
· Рассказы про правое и левое полушарие мозга, какое из них более креативное это полная ерунда, там все гораздо сложнее [всю жизнь это подозревал]
· Творческие люди имеют широкий спектр способностей [неужели это про меня? Еще вчера я рассуждал, о своем нахождение в украинском реестре сепаратистов и пособников террористов, а теперь вот занимаюсь этим с позволения сказать …. ]
· Стать гением нельзя, им можно только родиться. Но и родившись гением, можно им не стать, поскольку становление гением требует огромного труда [великий спортсмен это 99 труд и только 1% талант. Конечно это преувеличение, но все таки]
· Творческий человек должен уметь отпустить мозг на свободу, как кошка, которая бродит сама по себе.
· Творческий человек не должен оглядываться на авторитеты [этим от рождения обладают дети. И только потом мы втискиваем их в ежовые рукавицы чужого мнения, и навязанного авторитета]
· Любой учебник это уже прошлое. [учебник это фиксация пройденного. Гений умеет сказать новое, и еще думать будто это само так разумеется. Вот нахал.]
· По настоящему творческий человек находится в зоне риска болезней – алкоголизм, душевные болезни. [sic! Буду вспоминать это каждый раз, когда покупаю спиртное] это расплата за гениальность. Гений в любом случае дорого платит.
· Серьезный мозг должен заниматься трудной работой. А трудность у каждого своя. [трудной но не тяжелой. В чем разница? Очень просто. Название говорит само за себя. Труд и тяжесть. При выполнении трудной работы, когда достигаешь результата, ты чувствуешь радость, прилив сил, удовлетворение. При тяжёлой работе испытываешь облегчение. Зачастую, для того, чтобы потом вновь навьючится]
· Пластичность (способность учится) мозга не исчезает никогда [хорошая новость]
· Нужно уметь лениться. Себя слушаться. Именно тогда происходят прорывы [подтверждаю]
· Творческие люди по натуре авантюристы и испытатели, любят рисковать [подтверждаю]
· Творческие люди делятся на тех, кто изобретает и тех, кто воплощает [соответственно, интроверты и экстраверты, как правило]
· Для образования жемчужины на дне океана в раковине, нужно песчинка, иначе говоря, что то инородное, чужое. [камень который отринули строители, да сделается главой угла — Евангелие]
· Истинно великое рождается не по правилам, и если бы я [Черниговская] составляла реестр одаренных людей, я бы взяла список тех, кто вылетел из институтов, академий, школ. Всех кто не вписался в общепринятый свод правил и знаний. [очень глубокое наблюдение]
· Религия и наука идут параллельными прямыми, не пересекаются и не противоречат друг другу. Религия предполагает веру, наука предполагает доказательства. Это разные правила игры. [среди крупных ученых, физиков, философов почти нет атеистов. Они видят, что до чего то докопались, что не осмеливаются произнести вслух. Бог. Всевышний. Творец. Более того, вся история философии состоит из попыток обосновать, то что существует независимо от нас, превыше нас, непознаваемо нами, но тем не менее оказывает непреодолимое влияние на всю нашу жизнь. Поскольку это отринуть данное утверждение, и допустить, что все в мире объяснимо и контролируемо, сразу отпадет необходимость в философах. Да и в ученых тоже. И вообще наука отпадет, поскольку будет достигнута конечность вещей (тм)]
· К себе нужно относиться с юмором [а людей иногда жалеть]
· Мозг потребляет энергию, равную лампочке 25 Вт. Самый совершенный компьютер потребляет энергию равную потреблению небольшого города. Насколько же ИНАЧЕ работает мозг, и на каких ИНЫХ принципах он построен! Автор Конспекта https://schepetnov.livejournal.com/15743.html Продолжение. Лекция.Татьяна Черниговская — Нейронная сеть и сознание