Интервью в музее Рерихов для сайта mediasobytiya.com и газете Народная инициатива. 28 декабря 2018.Корреспондент:
Борис Александрович! У нас на «Союзмультфильм» создаются великолепные фильмы, мирового уровня, которые не просто конкурируют с Disney, а в разы превосходят. Сегодня вы показали замечательный фильм о Гофманиаде. Я уверена, что этот фильм завоюет мировое признание. Какие перспективы проката фильма и выхода на международный рынок, а также перспективы продажи этого фильма для зарубежного зрителя.
Борис Машковцев:
Спасибо за вопрос. На самом деле сам фильм вышел в прокат в России вышел в октябре месяце. И вышел он, как раз благодаря Disney, который стал дистрибьютором этого фильма в России. Круг замкнулся. В свое время «Союзмультфильм», в тридцать шестом году начинался с рисованного кино и технологии во многом заимствованной у студии Disney. Сейчас мы пришли к тому, что уже студия делающие кино в своей собственной эстетики, делающего в тех видах анимационного кино, которые отсутствуют на многих других студиях. Куклы — это достаточно редкая технология в мире. Тем не менее мы пришли к тому, что в современных условиях сотрудничаем с Диснеем. Что касается международного проката то мы уверенны, что тема Гофмана и кукольной мультипликации должна быть близка и за рубежом. Гофман — автор с мировым именем. «Союзмультфильм» действительно студия с гигантской историей, которая сделавшая гигантский вклад в мировую мультипликацию.
Мы видим, что в последние 10-15 лет полнометражная кукольная анимация начала развиваться удивительным образом. На фоне развития компьютерной графике мы обнаружили, что куклы востребованы еще больше, чем в прежние времена. Самое главное за счет смешения технологий вы можете получать какой-то принципиально новый результат, чем если вы будете делать просто кукольное кино или просто компьютерную графику.
Этот фильм, который стоит в принципе особняком если его сравнивать с традиционными полнометражными лентами. Это очень интересное смешение жанров, смещение реальности.
Вот сами куклы — это такое смещение. Вроде бы они существуют в материальном пространстве, а с другой стороны это существа, которые существуют покадрово. И то же самое с сюжетом этого фильма. Гофман одновременно существуют и в реальности, где он является профессиональным писателем и концертмейстером. Однако одновременно он существует в собственных произведениях, как собственный романтический герой Ансельм. Он сам с трудом разбирается, где заканчивается реальность и начинается сказка.
Тоже самое с кукольным кино. Я думаю, что со следующего года мы уже начнем путешествие с фильмом по другим странам. В этом году фильм прошел множество фестивалей, получил несколько призов за рубежом. Интерес к фильму очевиден. Мы в предвкушении его международной судьбы.
Корреспондент:
На мой взгляд куклы мультипликации они объемные и за счет этого они более выразительные. Они способны передавать эмоции и настроение. Этот невероятно кропотливый труд. Это произведение искусства. Я знаю по практике, что куклы вообще очень популярны в мире, как вид искусства, как вид коллекционирования. Очень многие известные люди коллекционируют именно куклы. И конечно же вот такое такая технология, практика съемки фильмов она должна конечно приносить огромные доходы благодаря тому, что люди понимают, что это какой-то огромный труд. Выставка кукол о должна приносить огромные доходы. Какой бюджет был фильма и какие вы предполагаете получить доходы от проката этого фильма на международной арене?
Борис Машковцев:
На фильм было потрачено за эти 17 лет порядка 68 миллионов рублей. Он снимался при поддержке министерства культуры и фонда кино. К сожалению подобные фильмы очень тяжело окупить. Поэтому без господдержки их вообще невозможно снимать.
Как раз благодаря тому, что во многом это безвозвратное творчество у авторов есть возможность реализовать свое право на какое-то высказывание, которое до который приближает их к искусству.
Бывает кино априори коммерческим, рассчитанном на массового зрителя, оно позволяет всем студиям как раз держать положительный баланс своей экономики.
Но, есть фильмы, которые делаются не потому что на них можно заработать деньги, а потому что они двигают вперед киноязык, искусство, самих работников студии заряжают эмоциями, они позволяют нам прогрессировать.
И наш фильм это пример такого фильма. Он сделан на студии «Союзмультфильм». Он сделан, как бы из соображений не меркантильных.
Мы ищем этот баланс между проектами коммерческими и некоммерческими. За счет того, что мы делаем коммерческое кино мы получаем возможно сделать кино не только ради денег.
Вот конкретно. Если вы посмотрите на эту композиции — это и есть то самое смешение реального и сюрреалистического. Вот эта декорация театра. Это почти что историческая реконструкция. Это театр, в котором служил сам Гофман. Карета, которая стоит на переднем плане наоборот это его фантазия. Он сам сказал, что это его галиматья. Как видите все это органично существует в одном кадре. Обращаю ваше внимание еще на одно обстоятельство.
Посмотрите какое количество материалов, какое количество микродеталей в них содержится. Их можно пощупать. Совершенно другое ощущение чем, когда вы смотрите скажем рисованное кино. Там большая часть фактуры, которые вы видите — эта фактура листа бумаги или какая-то фактуры, которые искусственно порождена средствами компьютерной графики. Здесь действительно все сделаны естественным путем. Работая с куклами мы вынуждены считаться законами физики, то чего нет в других видах анимации. Это такое очень серьезное испытание творческий вызов для художников.
Люди, которые работают с купленным кино в общем то их можно перечислить по пальцам иногда одной руки. Студий, которые способны вернуться в такое производство, очень немного.
Для «Союзмультфильм» — это проект гигантского масштаба. Это единственный, полнометражный кукольный фильм сделанный на студии. Кукольный цех отметил в этом году 65-летний юбилей. Потребовалось 65 лет, чтобы студия смысла сделать подобный фильм.
Корреспондент:
Женщины всегда мыслят меркантильными категориями. Скажите пожалуйста какова средняя зарплата художников изготавливать эти куклы.
Борис Машковцев:
Я не отвечу на этот вопрос. Это вопрос коммерческой тайны. Это вопрос взаимоотношения работников и работодателей. Мы пытаемся соответствовать рынку. Речь идет об уникальных специалистах. Мы очень заинтересованы чтобы они продолжают работать на студии.
Корреспондент:
Следующий вопрос. Для фильма изготовлено более сотни кукол, каждая кукла уникальна. Вы не думали создать музей кукол и это экспозицию представлять любителям мультипликации, кукол и у нас в России и за рубеж вывозить. Какова будет дальнейшая история кукол и будут ли организованы музее этих кукол?
Борис Машковцев:
Это вы видите в этом проекте. Наше сотрудничество с Музеем Рерихов. Это и есть первый шаг к тому, чтобы сохранить эту коллекцию кукол.
На территории самой студии действует музей. В течение всей истории студии артефакты которые порождают различные цеха сохраняются. В частности — это относится к куклам. К сожалению — это почти никогда не касалось декорации. Они занимают слишком много места и просто хранить их невозможно. С Гофманиадой мы поняли, что у нас не поднимется рука выбросить или уничтожить все эти 30 с лишним сделанных декораций и мы их в общем-то музейфицировали.
И вот этой экспозиции это как раз способ сохранения этих декораций и превращение их в самостоятельные творческие произведения, которыми они точно являются.
У нас есть проект передвижной экспозиции, которая будет в течение девятнадцатого года путешествует по различным российским городам. Некоторые куклы, декорации и за рубежом уже успели побывать за последние годы. Мы надеемся, что мы в итоге найдем стационарную площадку, на который можно будет экспонировать или где можно будет хранить эти декорации.
Студия все-таки в первую очередь предназначена для производства фильмов, а не для музейфикации. Хотя в общем она имела в последние годы шансы превратиться из действующей студии в музей. Мы все-таки сделали выбор в пользу студии. Большая часть помещений отдаются под производство текущих проектов. Иначе никаких следующих кукольных фильмов не будет, если мы будем эти помещения занимаясь под сохранения артефактов от предыдущих. Это хороший способ сейчас для зрителя воспользоваться тем что в течение ближайших нескольких месяцев декорации будут выставлены в музей Рерихов, для того чтобы все это посмотреть.
Корреспондент:
У студии Disney часто по всем мультфильмам продается потом мерч. П этому мультфильму у вас будет какой-то мерч продаваться на студии. Вы рассказали, что продвижением занимается Disney.
Борис Машковцев:
История с мерчендайзинга мы обычно касается проектов с большим коммерческим потенциалом с большим количеством зрителей иначе производителем массовой продукции бессмысленно затрачиваться на то чтобы запустить производство. Когда мы говорим о Гофманиаде, то фильм является удачным продуктом так и собственно какой-либо мерч, тоже в данном случае может является штучным продуктом тогда он будет просто слишком дорог для того чтобы рядовой зритель мог его купить. Это будет скорее доступно для коллекционеров это будет доступно и вероятно мы это сделаем. И в принципе у студии, как раз в рамках коммерческой деятельности большие планы.
Современная анимация 70 процентов своих доходов генерит именно за счет подобной продукции, а не за счет продажи самих фильмов.
Корреспондент:
Вы не пытались обратиться к правительству Москвы с тем чтобы вам предоставили дополнительные площади именно для музейной экспозиции. В частности, от Останкино буквально через дорогу ВДНХ, где есть музей кино и где огромные территории огромные площади. Знаете, иногда говорят для начала нужно обратиться и попросить глядишь и дадут.
Борис Машковцев:
На самом деле мы плотно сотрудничаем с правительством Москвы. Они активно поддерживает студию как производителя фильмов. Что касается музей деятельности. Мне кажется, что каждый должен заниматься тем, чем умеет лучше всего. Студия конечно должна уметь производить фильмы.
Мы будем как раз рады, если коллекцию по ГОФМАНИАДЕ сможет принять какой-то профессиональный музей, который точно знает, как это можно сохранить, как это правильно выставлять. Тут мы полностью открыты для переговоров. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать, потому что количество направлений, в которых сейчас развивается студия слишком велико, чтобы мы все это замыкали в своих собственных стенах.
Интервью брали руководитель портала mediasobytiya.com Алексей Демин и шеф-редактор газеты «Народная инициатива» Галина Савинич.Все ресурсы фотографа Галины Савинич в РУНЕТЕ:Сайты Галины Савинич:http://savinich.ruhttp://foto.savgal.comСоцсети:https://www.instagram.com/galina_savinich/https://www.facebook.com/galinasavinichhttps://vk.com/galina_savinichФотобанкhttps://pub-ini.ru/fotobank.htmlЖЖ Галины Савиничhttps://galina-savinich.livejournal.com