Две звезды
26 марта 2022 г. прошло значимое и яркое событие в театральной и культурной жизни столицы. Его свидетелями стали журналисты и гости театра имени Евгения Вахтангова, побывавшие на пресс-показе премьерного спектакля “Мастер-класс”, поставленного по пьесе Терренса Макнелли («Письма из тишины») о жизни знаменитой оперной певицы Марии Каллас, которая после завершения артистической карьеры, зарабатывала на жизнь тем, что давала мастер-классы начинающим оперным исполнителям. Спектакль получился великолепный по всем статьям: драматургия, исполнительское мастерство, музыкальное сопровождение – всё на высшем уровне. Ему смело можно присудить театральный «Знак качества», соответствующий бренду «Театр Евгения Вахтангова». Я бы даже назвала его образцом режиссерского и исполнительского мастерства. Звездой спектакля является Людмила Васильевна Максакова народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии России, исполнившая роль Марии Каллас. Бесспорно, она создана для этой роли. Людмила Максакова очень похожа на Марию Каллас. Обе обладают сильным характером, обе целиком и полностью отдаются служению театру, обе добиваются безукоризненного исполнения. Мастер-класс в этом спектакле дают две звезды: и Мария Каллас, и Людмила Максакова. По окончании спектакля на пресс-конференции, отвечая на мой вопрос: «Откуда она черпает силы на то, чтобы выдержать в течение двух с половиной часов тяжелейшую, динамическую роль, да ещё на высоких каблуках?», – она ответила. «Я из тех, кто верит в предназначение. Идея выше человека. Должны быть мужество и дух, которые выше, чем бренное тело!». Действительно, в ее исполнении присутствуют мужество и дух двух Марий – Марии Каллас, и Марии Петровны Максаковой, ведущей певицы Большого театра, народной артистки СССР, лауреата трёх Сталинских премий – матери Людмилы Васильевны. Директор театра Евгения Вахтангова Кирилл Крок сказал, что пьеса была специально выбрана для Людмилы Максаковой. “Как мне кажется, мы видим и в пьесе у автора, и в жизни у Людмилы Васильевны, ее сценической судьбе огромное количество знаковых совпадений. И то, что Людмила Васильевна каждое слово в спектакле пропускает через свое сердце, думаю, оценят все наши зрители, придя на спектакль”. Говоря о своей героине, Максакова отметила, что Мария Каллас поражала драматическим исполнением ролей. “Она была не только великолепной певицей с широким диапазоном голоса, но она еще поражала драматическим разбором ролей, то есть она не просто пела – она играла роли по системе Станиславского”, – добавила Максакова. Режиссер-постановщик спектакля Сергей Яшин рассказал журналистам, что идея создать спектакль о Каллас принадлежит Людмиле Максаковой. Работая над пьесой Терренса Макнелли в переводе Сергея Волынеца, они дополнительно изучали документальные источники: дневник Марии Каллас, письма, воспоминания близких ей людей. В спектакле звучат отрывки из писем и дневника Марии Каллас: воспоминания о тяжелом детстве, о сложном пути к славе, о страстной любви и о предательстве её возлюбленного – греческого магната Аристотеля Онассиса, женившегося на Жаклин Кеннеди, вдове президента США Джона Кеннеди. Многие фрагменты спектакля сопровождаются ариями из опер Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини и Винченцо Беллини в исполнении Марии Каллос. На глазах у зрителей ученики знаменитой певицы превращаются из певцов-дилетантов в настоящих оперных и драматических артистов. Роли учеников исполнили молодые артисты театра Вахтангова Евгения Ивашова, Мария Волкова и Алексей Петров. Это поразительно, но, не имея академического музыкального образования, они вживую великолепно исполнили сложнейшие арии из опер. Артисты рассказали журналистам, что, готовясь к ролям, пришлось проделать огромную работу, прежде чем им удалось добиться профессионального владения голосом. В постановке заняты также артисты Олег Макаров и Евгений Кравченко. Партию фортепиано исполняет Андрей Булатов. Спектакль идет на Новой сцене. Камерная обстановка, отсутствие барьера между сценой и зрительным залом позволяет зрителю стать непосредственным участником событий, приблизиться к героям спектакля на расстояние нескольких шагов. Спектакль не о личной драме великой певицы, которой рукоплескал весь мир и, которая завершила жизнь в одиночестве. Спектакль о мужестве, о чистой любви, о верности долгу и театру. Людмила Максакова сообщила журналистам, что посвящает эту работу дому №7 по Брюсову переулку, где, по ее словам, жили люди, отдавшие театру жизнь. На фасаде дома размещено множество мемориальных досок в память о жильцах дома – выдающихся деятелей искусства, таких, как Иван Козловский, Николай Голованов, Федор Федоровский, Ольга Лепешинская, Надежда Обухова, Мария Максакова, Антонина Нежданова. «Все они посвятили жизнь театру. – сказала Людмила Максакова, – Театр для них – это нечто священное, способ жизни. Выходя на сцену, они были убеждены, что служат искусству, а не просто хорошо поют и играют». В 1961 году Людмила Максакова окончила Театральное училище им. Б.В.Щукина. По окончании училища была принята в труппу Театра им. Евгения Вахтангова. «Сегодня, когда мир охватило безумие подозрительности и агрессии, культура, и особенно театр – живой, страстный, убедительный, исповедующий идеалы гуманизма, – остаётся территорией человеческого единства, любви и доверия» – таков девиз театра, которому Людмила Максакова служит уже более 60 лет. Полный фоторепортаж – скачать более 110 фотографий см.здесь или здесь.