Еврейская свадьбаЕврейская свадьба

26 ноября 2025 года в Еврейском музее и  Центре толерантности открылась выставка «Еврейская свадьба. Друг для друга с начала времен».

Выставку открыли Кристина Краснянская, исполнительный директор Еврейского музея, Анна Рапопорт, советник генерального директора Российского этнографического музея, Светлана Амосова, директор Исследовательского центра Еврейского музея и центра толерантности, Наталья Михалина, куратор Еврейского музея и центра толерантности

Две тысячи лет назад, после изгнания евреев из Палестины, образовались две основные общности: сефардская, состоящая из выходцев из Испании, Йемена и Марокко, и ашкеназская – выходцы из Франции, Германии, Польши, России и других европейских стран.

Выставка рассказывает о многообразии и единстве еврейских свадебных обычаях ашкеназских, горских, бухарских и грузинских евреев. В пяти залах выставки представлено около 200 экспонатов (XV-XX века): костюмы, ювелирные украшения, документы, фотографии, а также произведения Рембрандта, Марка Шагала, Александра Тышлера, Натальи Гончаровой, Кимико Йошидо  и других художников. В каждом зале рассказывается об одном из пяти ключевых этапах еврейского свадебного обряда.

Свадьба — это главное событие в жизни еврея. В глубинной традиции иудаизма брак — это величайшее таинство, акт мистического воссоединения двух половин одной души, которые были разделены в момент рождения. Брак означает создание сильной духовной связи. В Песне Песней провозглашается: «Мой возлюбленный принадлежит мне, а я — ему».

Перед началом церемонии двое идут к хупе — свадебному балдахину,  символизизирующему будущий дом, в котором будет создана новая жизнь. Потом жених надевает кольцо на палец невесты. Когда это кольцо надевается, жених произносит формулу: «Ты посвящаешься мне этим кольцом по закону Моисея и Израиля». Это формула освящения связывает мужчину и женщину не просто узами брака, она утверждает новую сущность, способную творить и создавать будущее.

Подбором будущей супружеской пары, организатором помолвки занимался шатхан (сват) — лицо особенно уважаемое в общине. Он ведет переговоры с родителями жениха и невесты относительно будущей свадьбы.

Подготовка к свадьбе в еврейской традиции начиналась сразу после помолвки. Этот период мог длиться от нескольких месяцев до нескольких лет: жених и невеста обменивались подарками, навещали друг друга по субботам и праздникам, укрепляя связь между семьями. У евреев разных общин обмен подарками перед свадьбой был одинаково важным ритуалом для подготовки к созданию новой семьи. Он не только демонстрировал щедрость и заботу, но и символически объединял семьи.

У горских евреев жених и невеста после обручения каждую субботу обменивались подарками: фруктами, субботними кушаньями, вышитыми изделиями, украшениями. После официального сватовства сторона жениха приносила в дом невесты богато украшенные подносы с подарками одеждой, обувью, сладостями, ювелирными украшениями и обязательно — обручальным кольцом.

У грузинских евреев обменивались подарками  после помолвки. Все дары — сладости, наряды, кошельки с монетами — раскладывали на круглых медных подносах, покрытых шелковыми платками. Семья жениха первой отправляла дары. Семья невесты в ответ тоже отсылала дары, но на один поднос больше.

У бухарских евреев жених по субботам и праздникам приносил невесте подарки.

В ашкеназских семьях  традиционно дарили жениху часы и цепочку к ним — символ того, что молодой человек обручен.

В период предбрачных переговоров стороны невесты и жениха обменивались дарами. Невеста получала подарки от жениха и его семьи: украшения, деньги, наряды. Это был знак не только демонстрации будущего достатка, но и символ укрепления доверия и подготовки к совместной жизни.

В период подготовки к свадьбе сторона невесты занималась сбором приданного, в которое, помимо денег и нарядов входили хозяйственные принадлежности.

За неделю до свадьбы начинали проводить различные обязательные ритуалы. Перед свадьбой составлялся текст ктубы (брачного договора).

Ктуба — это официальный документ, в котором указаны дата и место проведения брачной церемонии, а также имена жениха, невесты и их родителей.

Ни одна еврейская свадьба не обходится без церемонии подписания ктубы — юридического документа, скрепляющего союз мужа и жены, своего рода свидетельство о браке. В нём перечисляются обязанности мужа по отношению к жене, а также обязанность выплатить определённую сумму денег в случае развода.

В одну из суббот жениха торжественно вызывали для чтения Торы в синагоге. Эта церемония означала публичное благословение общины и налагало на него особые обязательства перед Торой и семьёй.

Центральное место в ритуалах подготовки к свадьбе занимает миква (ритуальная купель), погружение в которую служит актом духовного преображения.

Для невесты посещение миквы являлось обязательным условием для вступления в супружеские отношения.

У всех групп евреев устраивали отдельные празднования в доме жениха и невесты.

Так, у ашкеназов субботу во второй половине дня в домах жениха и невесты на обед собирали родственников и уважаемых гостей. К вечеру к ним присоединялась молодежь. Устраивался «мальчишник» и «девишник» с танцами и пением.

За несколько дней до бракосочетания семья невесты устраивала пир для бедняков, где их кормили и раздавали милостыню.

Проведение предбрачных ритуалов в иудаизме означало процесс духовного преображения, трансформирующий индивидуальную личность в члена семьи.

Интересно, что у горских евреев подготовка к браку начиналась буквально с рождения. Существовал даже так называемый колыбельный сговор (нутгур), то есть обычай помолвки младенцев. Обряд сопровождался красочной церемонией вручения подносов с подарками, которые в дом невесты несли с танцами. Обязательным среди подарков были кольцо для обручения, красивые ткани, сладости.

В день свадьбы жених и невеста до церемонии постились. Это был акт личного искупления и очищения — вступить в брак следовало с чистой душой. Ключевыми элементами традиционной еврейской свадьбы являются ктуба (брачный договор) и хупа (свадебный балдахин). Оба предмета имеют глубокое символическое религиозное и правовое значение, отражая святость брачного союза и ответственность сторон, в него вступающих.

Путь свадебной процессии к хупе у всех еврейских групп строго регламентирован. Жених и невеста направлялись к месту бракосочетания порознь, каждый в сопровождении своей свиты. Жениха вели под руки отец и будущий тесть, а невесту — мать и свекровь.

Шествие невесты к хупе должно было быть торжественным и медленным, чтобы процесс перехода от девичества к замужней жизни не был слишком быстрым.

Хупа — свадебный балдахин — обычно устанавливался под открытым небом, в дворе синагоги, что символизировало открытость союза Богу и надежду на многочисленное потомство.

Первым по балдахин вставал жених. Невеста семь раз обходила вокруг жениха, что символизировало создание невидимой стены защиты вокруг мужа.

После этого члены общины располагались по кругу, создавая символическое объединение семей.  Жених вручал невесте кольцо. Затем раввин в присутствии двух свидетелей зачитывал текст ктубы — брачного договора. После этого жених совершал символический жест, киньян: берёт платок и вручает его невесте. Это означало, что он не откажется от своих слов и не попытается изменить условия договора. Ктубу, подписанную свидетелями, жених передаёт невесте, а она — во временное хранение своей матери, на период свадьбы. Жена обязана хранить ктубу, потому что религиозный закон не позволяет супругам жить вместе без этого документа.

Церемония под хупой включала чтение семи благословений, в которых провозглашаются радость творения, любовь и процветание. По окончании жених разбивал стеклянный бокал в память о разрушении Храма. После этого собравшиеся восклицали «Мазал Тов!» — пожелание счастья и удачи, а оркестр начинал играть веселую музыку и переходили к шумному свадебному пиру, на который приглашалось большое число родственников. Песни и танцы не смолкали еще несколько дней. Столы ломились от угощений, искусно приготовленных близкими родственницами, соревнующимися в мастерстве.

В день открытия экспозиции «Еврейская свадьба. Друг для друга с начала времен» организаторы угостили всех участников мероприятия вином и традиционными свадебными еврейскими блюдами, которые часто подают на свадьбах: форшмак,  хумус, цимес, пироги с зеленью, сыром ризотто и тыквой. Все блюда были необыкновенно вкусны и красиво оформлены. Они приготовлены кухней кафе «Ришон», под  руководством шеф-повара Андрея Матяша.

Неотъемлемой частью Евейского музея и его гордостью  является кафе «Ришон», в котором можно отведать мастерски приготовленные кошерные блюда традиционной еврейской кухни.  Такие, как  форшмак (еврейская закуска из рубленого мяса или сельди), маца (лепешки из теста, не прошедшего сбраживание), хумус (своеобразный паштет из отварного нута, ароматизированного приправами), чолнт (традиционное еврейское субботнее блюдо из мяса, овощей, крупы и фасоли), различные кугели (пудинги в заливке из яиц), креплах (треугольные пельмени), мухаммара (густое пюре из запеченного перца и грецкого ореха), цимес (сладкое овощное рагу, главным ингредиентом которого является морковь), мафрум (фаршированный молотым мясом картофель), храйме (рыба под острым соусом), шукшура (яичница с помидорами) и другие блюда.

Не могу не отметить, что шеф-повар  Андрей Матяш — считается одним из лучших в стране поваром еврейской кухни. В концепции кафе — приготовление различных блюд как по старинным, так и современным израильским рецептам. Набор блюд обновляется после ежегодных, поездок в Израиль по обмену опытом с лучшими израильскими поварами.

Еврейская кухня отличается тем, что в ней к качеству продуктов относятся с особой тщательностью. Возможно поэтому еда в кафе «Ришон» особенно вкусна. Она является одной из составляющих Еврейского музея, которая позволяет ощутить вкус, атмосферу и колорит Израиля.

Свадебная культура — это неотъемлемая часть национальных культурных традиций. Знакомство с ней дает представление о национальных особенностях народа, помогает понять их и принять.

Проект «Еврейская свадьба» создан в партнерстве с Российским этнографическим музеем (РЭМ), Музеем истории евреев в России (МИЕВР).

Свои экспонаты предоставили: Еврейский музей и центр толерантности, Музей истории евреев в России, Российский этнографический музей, Витебский художественный музей, Музей Марка Шагала в Витебске, Российский национальный музей музыки, Государственный музей истории религии, Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Музей-заповедник «Царицыно», Государственный Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, а также частные коллекции.

Выставка будет работать в период с 26.11.2025 г. по 01.02.2026г.

Более 60 фотографий размещены по этой ссылке

а также по этой ссылке

Галина Савинич

Галина Савинич

Фотограф и журналист с 20 летним стажем. Купить мои фото из публикации по ссылке https://www.shutterstock.com/ru/g/swift21/

More Posts - Website

Follow Me:Add me on YouTube

About Author

От Галина Савинич

Фотограф и журналист с 20 летним стажем. Купить мои фото из публикации по ссылке https://www.shutterstock.com/ru/g/swift21/