Одна только поездка по Крымскому мосту – уже интересная экскурсия. Это грандиозное инженерное сооружение вызывает восхищение. Его протяженность 19 км. Он является самым длинным мостом России и одним из самых протяженных мостов Европы.
Конструкция моста обеспечивает беспрепятственное прохождение судов по акватории любого размера. Ширина судового хода под мостом составляет 185 м, а высота 35 м.
Началу строительства предшествовал огромный объем проектировочных, научно-изыскательных и археологических работ. На территории строительства было проведено археологическое исследование, поиск воинских захоронений и взрывоопасных предметов.
Масштабные исследования были необходимы, чтобы при возведении моста обойти участки с высокой сейсмической активностью, грязевыми вулканами, неоднородным грунтом морского дна и тектоническими разломами. Исследованию подверглась территория площадью 56 гектаров, и на ней археологи нашли около 1 миллиона артефактов. Примерно 100 тысяч из них имеют важное научное значение и передано в музеи Тамани и Керчи.
В ходе подготовки места для строительных работ, была построена технологическая дорога длиной 50 км.
При строительстве надо было учитывать многие неблагоприятные факторы: топкое илистое дно, агрессивное воздействие соленой воды, постоянные волнения моря, возможность ледохода, сейсмическую активность. Для Керченского пролива характерны сильные ветры и штормы в период с октября по апрель.
Тем не менее, Крымский мост был возведён в рекордно короткие сроки. В феврале 2014 г. только начались изыскательные работы, а уже в мае 2018 года состоялось открытие автомобильного движения по мосту. Поезда пустили в декабре 2019 года. Теперь попасть из Тамани в Керчь можно за каких-то 15 минут.
Основные характеристики моста: пропускная способность Крымского моста – 40 000 автомобилей в сутки; 6 полос для движения транспорта: автодорога на 4 полосы и два пути железной дороги; конструкцию поддерживают 595 опор; 7000 свай вбиты на глубину 12-105 м, стоимость проекта около 228 миллиардов рублей.
Проектировщики утверждают, что в течение 100 лет Крымскому мосту не потребуется ремонт, он выдержит сейсмическую активность в 9 баллов.
Некоторые считают, что мост обошелся слишком дорого. Я же думаю, что нельзя мерить деньгами объект, имеющий историческое и геополитическое значение. Крымский мост не просто соединил Россию и Крым географически, он стал началом экономического преобразования Крыма.
Насколько Крымский мост вызывает восхищение, настолько же город Керчь вызывает сожаление. Однако – все по порядку.
Керчь – один из старейших городов Европы. Начинался он с вершины горы Митридат, возвышающейся над ним на 90 метров. В V веке до нашей эры здесь находился древний город Пантикапея, который был столицей античного государства Боспор, объединявшего греческие города и народы части Крымского и Керченского полуостровов и Тамани. В пору расцвета он занимал около 100 га. Главным божеством-покровителем Пантикапеи являлся Аполлон, ему и был посвящён главный храм акрополя. Город был хорошо оборудован: имелись водосборники, водоотводы, отводы нечестот, хранилища продуктов, вина, зерна.
В античные времена прекрасным видом с горы на море любовался царь Митридат Евпатор – грозный и мудрый владыка всей акватории Черного моря. Этот человек знал 24 языка, прекрасно владел всеми видами оружия, был смел, силен и красив. Но даже он не смог противостоять нашествию Древнего Рима. Не пожелав сдаться в плен, он отравил членов своей семьи, и повелел телохранителю убить его. Останки царской семьи были погребены в акрополе Пантикапеи на вершине горы. На сегодняшний день сохранились лишь фундаменты старого города. Двадцать шесть веков город переходил от одной цивилизации к другой. Здесь жили греки, римляне, византийцы, турки, славяне.
От центра города к вершине горы ведет большая Митридатская лестница. Она была построена в 1840 году по проекту итальянского зодчего Александра Дигби. Задумана была как связь времён, как дорога в виде 432 ступеней от древней цивилизации, первого города Пантикопеи до нашего времени. С трех смотровых площадок на разных высотах открывались великолепные виды на город.
Время и войны (Крымская и ВОВ) разрушили лестницу, и много лет она находилась в аварийном состоянии. В 2015 году, когда окончательно обвалился один из её пролётов, лестница была закрыта. В сентябре 2016 года на Большой Митридатской лестнице побывали президент России Владимир Путин и российский премьер-министр Дмитрий Медведев. После того, как Путин дал поручение на восстановление Митридатской лестницы, как федерального объекта культурного значения, реконструкция ускорилась. Планируется, что к осени 2021 года великолепная, белоснежная мраморная лестница с грифонами (мифические защитники города Керчь с телом льва и головой орла) и вечерней подсветкой предстанет перед глазами восхищённых туристов и горожан. Скоро она станет одним из самых значимых туристических объектов Крыма.
С другой стороны горы есть еще малая Митридатская лестница, но она также разрушена и не используется.
За час пребывания в городе, я могла увидеть только те объекты, что находятся в центре города. В первую очередь – это Храм Иоанна Предтечи.
Византийская церковь Иоанна Предтечи была построена предположительно в VIII веке. Это один из старейших византийских храмов в России. Сооружение в значительной степени сохранило свой первоначальный облик. По мере того, как Крым переходил из рук в руки, это здание служило нескольким религиям: византийской, мусульманской, католической, греческой, русской.
В XIX веке к западной части церкви пристроили колокольню в псевдо византийском стиле, и осветили храм в честь св. Иоанна Предтечи, который по преданию проповедовал в этих местах.
На храме имеется памятная доска в честь архимандрита Луки Крымского (в миру – знаменитого учёного и врача Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого), который родился в Керчи в 1877 году, а в 1995 г. причислен к лику местночтимых святых в Крымской епархии, а через пять лет почитание его было распространено на всю Русскую Церковь. К важным историческим культурным объектам относятся Романовская гимназия (находится под реставрацией) и картинная галерея.
В царское время Керчь была лучшим городом в Таврической губернии. При советской власти город превратился в крупный индустриальный центр. В 1940 году здесь на 70 крупных предприятиях работало более 40 тысяч человек. Основу промышленности составляли: металлургия, судостроение, судоремонт, рыболовство, переработка рыбы, стекольное производство, железорудное производство.
Во время ВОВ все предприятия были разрушены, но к 1980 году многие из них были восстановлены. Очередной упадок наступил в девяностые, когда Керчь находилась в составе Украины. В этот период многие предприятия были остановлены, разграблены и разрушены, а жители разъехались кто куда. Население Керчи в 1989 году составляло 174,4 тыс чел. , а в 2014 г. -148 тыс. (по итогам переписи населения в Крымском федеральном округе в 2014 г.).
Например, Камыш-бурунский железорудный комбинат еще в 1980 г. производил 9 млн.тонн руды, а на сегодняшний день от него остались лишь развалины.
В 1980 году объединение «Керчьрыбпром» добывало и перерабатывало 380 тысяч тонн рыбы, имея в составе до 48 крупнотоннажных рыболовных и рыбоперерабатывающих судов. Сегодня объединение перешло в разряд убыточных и вот-вот обанкротиться.
Сегодня в городе работает Керченский металлургический завод, выпускающий стальное и чугунное литье, а также эмалированную посуду и завод «Маяк», специализирующийся на литье деталей из чугуна и стали.
Обидно, что город-герой Керчь находится в таком плачевном состоянии, особенно, если вспомнить, какие жертвы были принесены его жителями в годы ВОВ. За время оккупации были убиты 15 тысяч мирных жителей. Из них 7 тысяч расстреляны в Багеровском рве. Более 14 тысяч угнаны в Германию. 20 тысяч погибли в Аджимушкайских каменоломнях. Во время Керченско-Эльтигенской десантной операции погибли более 7 тысяч бойцов и командиров. Керчь освобождали большой кровью. В боях за Керчь 146 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза.
В 1973 году Керчи было присвоено звание город-герой. В память о погибших в годы Великой отечественной войны на вершине горы Митридат были возведены обелиск Славы и Вечный огонь, которые видны из любой точки города. С вершины горы открывается прекрасная панорама Керченского пролива, порта и современного города.
Когда-то Керчь была крупным морским портом со своими судостроительными и судоремонтными предприятиями, сегодня его загруженность, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
В целом Керчь производит грустное впечатление: разбитые дороги, уничтоженные предприятия, разрушенные частные дома, в плачевном состоянии архитектурные памятники. Впечатление такое, словно бы здесь недавно проходили военные действия. Многие жители города бросили свои дома и уехали из-за невозможности найти работу. Это кажется более чем странным, если учесть уникальное географическое положение и большой экономический потенциал Керчи, как туристического, индустриального, транспортного и рыбоперерабатывающего центра.
Фото Крымского моста заимствовано с сайта architectureguru.ru