Работу XV Международного авиационно-космического салона МАКС-2021 открыл Президент Российской Федерации Владимир Путин. По традиции он обратился с приветствием к организаторам, участникам и гостям Салона, осмотрел экспозиции ведущих компаний, понаблюдал за демонстрационными полётами.
Выступая на торжественной церемонии открытия авиасалона, он отметил, что МАКС, несмотря на сложности, вызванные последствиями пандемии коронавируса, в полной мере отвечает своему международному статусу. «В общей сложности – непосредственно или дистанционно – на его площадках работает свыше 250 иностранных компаний из более чем 50 стран мира», — уточнил В. Путин. Страной партнёром МАКС-2021 выступает Республика Казахстан, с которой Россия реализует взаимовыгодные проекты в области авиации и космонавтики, включая сборку вертолётов семейства «Ми» и совместный проект «Байтерек» по пусковым услугам с космодрома Байконур. При этом Россия открыта для сотрудничества в области авиации и космонавтики со всеми странами. «Повышение безопасности полётов, сокращение негативного влияния авиации на окружающую среду, изучение внеземного пространства – вот сферы, в которых учёные, конструкторы, другие специалисты разных стран должны объединяться для достижения новых прорывных результатов», — выразил уверенность Президент России.
По окончании церемонии открытия состоялся обход экспозиции. Владимир Путин ознакомился с перспективными воздушными судами отечественного производства, в частности с лёгким многоцелевым самолётом ЛМС-901 «Байкал», вертолётом Ка-62, специализированным вертолётом для оффшорных операций Ми-171А3, модернизированными вертолётами «Ансат-М», Ка-32А11М, беспилотным вертолётом VRT300. Также Президент Росси поднялся на борт самолёта Sukhoi Business Jet.
Глава государства познакомился с новейшим лёгким тактическим самолётом разработки компании «Сухой» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Госкорпорации Ростех). Генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь в ходе презентации нового истребителя рассказал Президенту России о проектных лётно-технических характеристиках самолёта, его основных достоинствах, среди которых возможности адаптации под потребности конкретного заказчика, низкая стоимость эксплуатации и широкие боевые возможности. Как сообщает пресс-служба Госкорпорации Ростех, лёгкий тактический самолёт – однодвигательный истребитель пятого поколения, сочетающий в себе инновационные решения и технологии, включая поддержку работы пилота средствами искусственного интеллекта, и отработанные решения. Новинка обладает малой заметностью и высокими лётно-техническими характеристиками. Как ожидается, серийные поставки самолёта могут начаться уже в 2026-2027 годах.
После обхода экспозиции и просмотра демонстрационной программы Владимир Путин провёл совещание по вопросам реализации ключевых проектов в сфере гражданского авиастроения. В ходе мероприятия он напомнил, что правительством реализуются масштабные меры по поддержке продаж новых гражданских воздушных судов, в том числе самолётов «Сухой Суперджет-100» и вертолётов отечественного производства. «Давайте сегодня посмотрим, как реализуются принятые решения, сколько самолётов и вертолётов уже приобретено с использованием механизма госгарантий, есть ли какие-то проблемные, нерешённые, может быть, ещё вопросы», — сказал он.
Также глава государства потребовал определить перспективные планы производителей по выпуску авиатехники до 2030 года, а также их ответственность по обязательствам в части сроков поставки, цен, качества и уровня исправности такой техники. «Эти планы должны быть обеспечены соответствующим финансированием из различных источников. Это тоже одна из наших основных тем сегодня», — резюмировал он.
Соглашения о сотрудничестве
Первый день работы МАКС-2021 отмечен подписанием ряда соглашений о сотрудничестве. В частности, самолёт Sukhoi Superjet 100 пополнил портфель заказов: компанией «ПСБ Лизинг» заключён твёрдый контракт на поставку 15 самолётов для авиакомпании «Россия», Корпорацией «Иркут» подписаны меморандумы на поставку 25 самолётов с Red Wings, 10 – с «Азимут» и 8 – с ГТЛК и «Авророй». По мнению Министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова, подписанные соглашения на передачу SSJ-100 подтверждают, что SSJ-100 – востребованная машина. «Парк гражданских воздушных судов в российских авиакомпаниях обновляется, и правильно, что это происходит за счёт лайнеров отечественного производства. По данным опроса ВЦИОМ, среди пассажиров сейчас есть очевидный запрос на расширение маршрутной сети по России в обход Москвы, и именно SSJ-100, с его характеристиками, может закрыть эту потребность», — сказал министр.
Также Корпорация «Иркут» и авиакомпания «Россия» подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам ввода в эксплуатацию самолётов МС-21.
Не меньшую активность проявили заказчики в контрактации на МАКС-2021 вертолётной техники. Так авиакомпания «ЮТэйр – вертолётные услуги» заказала у холдинга «Вертолеты России» 50 вертолётов Ми-8АМТ. Поставки стартуют в 2022 году. Два вертолёта «Ансат» компания «Русские вертолётные системы» арендует у «Авиакапитал-Сервис». Значимым событием МАКС-2021 стало начало исполнения контракта между Национальной службой санитарной авиации и компанией «ПСБ Лизинг» на поставку 66 вертолётов санавиации, в том числе 28 Ми-8МТВ-1 и 37 «Ансатов». Общая стоимость сделки на поставку 66 машин составляет 28 млрд рублей. Срок лизинга – 15 лет.
Ульяновская область на МАКС-2021 продолжила работу по реализации авиационных проектов. Так совместно с компанией «Авиакапитал-Сервис» в регионе планируется создать специализированную лизинговую компанию. На первом этапе в её портфеле появится не менее 10 вертолётов «Ансат», Ми-8 и Ми-38 на сумму около 4 млрд рублей. В дальнейшем ожидается расширение парка лизинговой компании за счёт самолётов МС-21-300, Sukhoi Superjet 100, Ил-114-300. Также достигнуто соглашение о базировании на территории региона воздушных судов Ил-76 и вертолётной техники авиакомпании «Геликс», которая будет специализироваться на грузоперевозках в интересах предприятий области.
Новикомбанк подписал соглашение с Концерном Радиоэлектронные технологии о финансировании «зелёных» проектов, в то время как холдинг «Технодинамика» достиг договорённости с Рособоронэкспортом о продвижении отечественных решений в области парашютных технологий на внешние рынки.
Деловая программа
Старт работе деловой программы МАКС-2021, в рамках которой запланировано проведение свыше 100 мероприятий, дан 19 июля, когда состоялся IV Евразийский аэрокосмический конгресс. На его площадке прошло пленарное заседание и ряд конференций и круглых столов по актуальным проблемам развития аэрокосмического комплекса.
Центральным событием 20 июля стало совещание по тематике гражданского авиапрома, прошедшее под председательством Владимира Путина.
На площадке Конгресс-центра МАКС прошёл круглый стол «Отечественные цифровые технологии в авиации и авиационной промышленности», организованный Минпромторгом России и АО «Авиасалон». Участникам был представлен широкий круг программных продуктов, предлагаемых отечественными разработчиками. Аналитический центр «АЭРОНЕТ» провёл конференцию «Геоинформационное обеспечение аэромобильности». Компания Airbus, официальный партнёр деловой программы МАКС-2021, организовала круглый стол, посвящённый проблематике восстановления доверия потребителей к авиапутешествиям в условиях пандемии COVID-19. Также представители Airbus провели пресс-конференцию для российских СМИ, на которой представили актуальные продукты и сервисы.
Полёты
Во вторник, 20 июля, была представлена сокращённая демонстрационная программа, в которой приняли участие новейшие гражданские и боевые воздушные суда. Открыл её проход строем продукции холдинга «Вертолёты России», а также одиночный пилотаж на вертолётах. Групповой проход и одиночный пилотаж самолётов МС-21-300 и МС-21-310, а также Ил-114-300 представил главные отечественные новинки в области гражданского самолётостроения. В свою очередь, самолёты Су-57 и МиГ-35 продемонстрировали достижения в области боевой авиации. Завершили лётную программу авиационные группы высшего пилотажа Воздушно-космических сил России.
Согласно решению АО «Авиасалон», демонстрационная программа МАКС-2021 будет проходить в новом формате. Начиная со среды, 21 июля, по воскресенье, 25 июля, полёты будут проводиться по унифицированному плану, включающему демонстрацию новейших образцов авиационной техники, а также выступления пилотажных групп. Для обеспечения комфортных условий работы участников выставки полёты тяжёлых реактивных самолётов начинаются после 15 часов.
Общая информация
Выставочную программу МАКС-2021 сформировало 829 компаний из 56 стран мира, учитывая заочных участников, присоединившихся к выставке в дистанционном формате. Непосредственно на территории выставочного комплекса развернули свои экспозиции 538 российских компаний, а также 89 зарубежных предприятий и организаций из 20 стран.
МАКС-2021, проводимый в условиях пандемии, продемонстрировал новую тенденцию: конгрессно-выставочные проекты, реализованные в гибридном формате, показывают существенный прирост онлайн-составляющей на фоне заметного сокращения численности посетителей, работающих непосредственно на площадке выставочного комплекса. Введённый на площадке специальный режим посещения, полностью учитывающий рекомендации Роспотребнадзора и правительства Московской области, требовал от участников и посетителей мероприятия предъявления QR-кода, либо загрузки в информационную систему данных об отрицательном ПЦР-тесте. Столь строгие меры, дополняющие обязательные требования по ношению защитных масок, соблюдению социальной дистанции и обработке рук кожными антисептиками, призваны минимизировать риски заражения.
На фоне введённых ограничений по входным билетам и бейджам через контрольно-пропускные пункты прошло 6 тыс. 970 человек. В то же время, на официальном сайте МАКС за событиями салона и мероприятиями деловой программы следило 94 тыс. 300 посетителей, ещё 282 тыс. человек для знакомства с новостями и ключевыми событиями МАКС выбрали официальные аккаунты авиасалона.