22 апреля в Театре на Таганке прошел премьерный показ спектакля “Дон Кихот. Санчо Панса. Русский дневник”.

Прошло 417 лет с момента опубликования романа Сервантеса о приключениях сумасшедшего, но благородного рыцаря сражающегося за справедливость. Десятки спектаклей были поставлены по этому роману, а режиссёры вновь и вновь продолжают обращаться к этой теме.

Вместе с Дон Кихотом они продолжают искать справедливость в своём времени. На этот раз Дон Кихот и Санчо Панса едут в Россию, чтобы навести там порядок и справедливость и побывать в Москве на футбольном матче между Россией и Испанией.

Действие спектакля начинается в испанской больнице, где от болезни сначала умирает, а потом воскрешается Дон Кихот. Причем, умирает он испанцем, а воскресает потомком русского дворянина из Тамбовской губернии, бежавшего от революции в Испанию. Свидетелем этого чуда становится его сосед, простой крестьянин Санчо Панса.

Воскресший Дон Кихот, внезапно заговоривший по-русски, уговаривает Санчо Панса поехать с ним в Россию, чтобы восстановить справедливость и вернуть себе дедовское тамбовское поместье, а заодно навести порядок в России и защитить обманутых граждан. Он посулил также своему приятелю, что они будут болеть за их любимую футбольную команду из центральной ложи стадиона в «Лужниках».

Фото Г.Савинич
Фото Г.Савинич

Театральный дурдом начался с первых минут, когда все диалоги участников первого отделения спектакля проходили на испанском языке. На протяжении 20 минут зрители находились в состоянии недоумения, зачем режиссер спектакля устроил им такую интеллектуальную экзекуцию? При этом на сцене, на центральном экране выводился текстовой анонс первого действия. Почему режиссёр не счёл возможным дать построчный перевод диалогов на этом же экране, для меня осталось загадкой. Вероятно, для того, чтобы с самого начала погрузить зрителя в атмосферу безумия. К слову сказать, артисты весьма бойко исполняли свои роли на испанском.

В следующем действии друзья попадают в северную глубинку России. Они передвигаются на велосипедах по непроходимым, заснеженным дорогам и попадают в заброшенную деревню, в которой из жителей остались лишь бабушка да её курица.

Бабуля приняла путешественников за грабителей, и для знакомства отстрелила Дон Кихоту ухо.

Матрёна Игоревна (Мария Рябкова)

Потом, демонстрируя загадочную русскую душу, она вылечила простреленное ухо Дон Кихота, и отрезала отмороженные пальцы у, находящегося в прострации Сачо Панса, который после пробуждения так же заговорил по-русски.

Дон Кихот поведал старушке, что цель его приезда в Россию – наведение здесь европейского порядка и справедливости в интересах бедных людей. Та растрогалась настолько, что отдала будущим «освободителям» столетнюю бердянку с десятком патронов, дедовскую казацкую шашку и свою единственную подружку – курицу. После этого начались приключения главных героев пьесы Алексея Житковского.

Замечу, что значительную часть спектакля занимают довольно впечатляющие спецэффекты: вывод видео ряда на различные поверхности сцены, интересные решения по свету, постановка эпизодов на подвижной сцене. Все технические возможности новой сцены Театра на Таганке были задействованы в спектакле. Театр и кино слились воедино. Художественно-постановочную часть спектакля обеспечили, аж, 23 работника театра.

По ходу пьесы главные герои останавливают деревенскую свадьбу и заставляют жениха сменить богатую невесту на обманутую им бесприданницу. Забавно, что первую свою невесту жених оставил по причине того, что у неё украли приданное – велосипед. Благородный Дон Кихот дарит несчастной девушке свой велосипед, и справедливость восторжествовала: любящие сердца соединились вновь. Действие этого эпизода перемещается со сцены в проход между креслами зрительного зала, и зрители, как бы становятся участниками свадьбы.

Фото Г.Савинич
Юлия Стожарова и Евгений Бодяков Фото Г.Савинич
Евгения Стегний и Алексей Финаев-Николотов Фото Г.Савинич

Слухи о благородном рыцаре разносятся по нищей российской глубинке. Его зовут во все губернии. Провинциальная общественность называет его князем. Туристу из Испании роль князя приходится по вкусу, и он чуть ли не возглавляет народные волнения, на что намекают звучащие песни времен Пугачёва.

Новоявленный и не вполне вменяемый «борец за справедливость» освобождает из заключения бандитов и убийц. Те, как и было задумано Сервантесом, избивают и грабят своего спасителя.

Фото Г.Савинич

Русская мафия в лице некоего маркиза, видя сумасшедшую популярность Дон Кихота, пытается привлечь его на свою сторону. Жена маркиза, красавица в русском сарафане и в кокошнике с драгоценными камнями сбрасывает с себя дорогой наряд, остается в нижнем белье и предлагает себя в качестве утешения Сачо Пансу. В этот момент появляется Дон Кихот убивает маркиза и его жену, чем спасает друга от искушения и разврата.

Фото Г.Савинич
Фото Г.Савинич
Дон Кихот (Василий Уриевский) Фото Г.Савинич

Через какое-то время Сачо Панса замечает, что во всех местечках, через которые они проезжают, столько несправедливости, что придётся с ней сражаться до конца жизни. А то, ради чего он отправился в далёкую, холодную и чуждую ему Россию: побывать на футбольном матче «Россия – Испания», увидеть своими глазами победу своей любимой команды он явно не успеет. Они крепко застряли в российской глуши и не успеют к началу матча в «Лужники». Эта мысль приводит его в отчаяние. То, что он не увидит матч и есть самая большая несправедливость лично для него, простого деревенского парня. В довершении всех несчастий, он узнаёт, что команда Испании проиграла команде России. В этот момент на всех трёх плоскостях сцены транслируются видео кадры эпизодов из реального футбольного матча «Россия-Испания», проходившего в 2018 году на стадионе в «Лужниках». Несчастный и разочарованный Сачо Панса попадает в сумасшедший дом, где начинает понимать, что справедливость – это всего лишь бред воспаленной фантазии его сумасшедшего спутника, возомнившего себя спасителем мира.

Дон Кихот (Василий Уриевский) Фото Г.Савинич
Фото Г.Савинич

Они, добропорядочные испанцы, напрасно приехали в Россию со своими убеждениями, к тому же их сюда не звали. Разве может безумный Дон Кихот навести порядок в стране, в которой большинство жителей никогда не видели справедливости? Они живут в привычном для них мире, который они не хотят менять, им не нужен европейский порядок.

Диалоги в спектакле наполнены угадываемыми подтекстами.

Гротесксная игра артистов ещё более усиливает впечатление всеобщего безумия. Зрители, находящиеся в зале, напряженно разгадывают, к чему весь этот бред затеял автор пьесы, исполненный артистами Театра на Таганке на высочайшем профессиональном уровне.

Кстати, по окончании спектакля, половина зала заторопилась к выходу, а другая половина ещё долго рукоплескала исполнителям. И поди разберись, кто из них не в себе!

Полный фоторепортаж

About Author