Самый красивый, комфортабельный, безопасный, широкофюзеляжный гражданский лайнер Airbus 350-1000 встречал гостей пятнадцатого Московского авиационно-космического салона на экскурсионном поле в Жуковском. Этот самый совершенный на сегодняшний день гражданский самолет, созданный французским авиагигантом Airbus успешно конкурирует с американским Boeing 787 Dreamliner.
Самолёты серии А350 компании Airbus в третий раз демонстрируются на МАКСе 2021, но это чудо технической мысли вновь поражает воображение.
Новая разработка Airbus получила модификацию Airbus A350-1000 и отличается от Airbus A350-800 и Airbus A350-900, которые были представлены на предыдущих МАКСах, длиной фюзеляжа, размахом крыла, вместительностью, запасом топлива и силовой установкой.
Максимальная загрузка самолета Airbus A350 — 1000 — 550 пассажиров.
Даже при размещении в салоне лайнера по 9 кресел в ряд сохраняется ширина сидения в 46 см, и это благодаря диаметру фюзеляжа более 6 м.
Взлетная масса Airbus A350-1000, по сравнению с предыдущими моделями, увеличилась до 308 тонн – из-за увеличения пассажирских мест и запаса топлива. Масса пустого пассажирского лайнера Airbus A350-1000 составляет всего 118,1 тонны благодаря использованию композитных материалов и армированного карбоновым волокном пластика, а также прогрессивных алюминиевых сплавов и титана.
A350 создает в два раза меньше шума, чем другие гражданские самолеты. Это достигнуто благодаря тому, что в двух турбореактивных двигателях Trent XWB от компании Rolls-Royse использована новейшая система шумоизоляции. A350 – это наиболее тихий: по сравнению с предыдущими поколениями лайнер: шум от него меньше на 40 %; также на 25 % меньше показатель по выбросам СО2 по сравнению с лайнерми этого же класса.
Airbus A350-1000 выпускается в комплектации с двумя модификациями двигателей: стандартная и форсированная. Форсированная предназначена для условия жаркого климата и недостатка кислорода.
Повышение показателя КПД определяемого соотношением расхода топлива к тяге двигателей – это самое существенное достижение конструкторов Airbus. На перевозку одного человека новые двигатели Airbus A350 расходуют всего 2,9 литров горючего на каждые 100 километров пути, что сопоставимо с расходом топлива в малолитражных автомобилях. Этот показатель является весомым аргументом в пользу именно этого лайнера по сравнению с другими.
С запасом топлива в 156 000 л и 369 пассажирами на борту лайнер легко преодолевает расстояние 14 800 км на крейсерской скорости 905 км/ч. Предел скорости — 945 км/ч, что кажется невероятным для такого крупногабаритного лайнера: длина Airbus A350-1000 73,78 м, высота — 17,08 м, размах крыльев почти 65 м.
В серии А350 разработчики применили новейшую конструкцию крыла. Крылья самолета заканчивается плавно изогнутыми винглетами, достигающими 4,4 метра в длину, что значительно улучшило аэродинамические свойства самолета. Их использование позволило увеличить эффективный размах крыла (длины кромки, обтекаемой встречным воздухом), снизить «вихревые жгуты» на концах крыла и уменьшить индуцированное сопротивление. В результате конструкторы добились уменьшения лобового сопротивления, сокращения расхода топлива и увеличение дальности полёта. Большое по площади крыло (443 кв. метра) позволяет также сформировать большую максимальную взлетную массу и увеличить степень безопасности полётов.
Самолёты из серии Airbus A350 на сегодняшний день считаются самыми безопасными гражданским самолетами, благодаря тому, что более 50% механических процессов на самолете заменены электроникой. За безотказность полета отвечает резервное питание, а также уникальный искусственный интеллект.
В процессе испытаний выяснилось, что Airbus A350 может пролететь на одном работающем двигателе около 6 часов и совершить безопасную посадку.
По мнению летчиков самолёты серии Airbus A350 отличаются особым удобством в системе управления по сравнению с другими лайнерами. Кабина самолета имеет большое обзорное стекло. На панелях управления расположено шесть 15-ти дюймовых дисплеев, на которых отражаются состояние двигателей и навигационная информация. Также параметры полета отображается на прозрачных панелях перед пилотами. Такая технология представлена также на Boeng 787 и самолетах военной авиации.
Повышен уровень компьютеризации в управлении. Сорок базовых задач выполняются в автоматическом режиме: расход топлива, контроль работы двигателей, бортовая навигация, управление шасси, и другие.
Большое внимание разработчики уделили комфорту в пассажирском салоне благодаря применению особой технологии очистки, а также поддержания заданной температуры и влажности воздуха. Компьютер сканирует данные о количестве пассажиров в салоне и создает микроклимат на основе полученной информации.
Уровень шума в салоне также на 40% ниже, чем у аналогичных самолетов других производителей.
Однако главное, чего добились разработчики аэробуса – это его высокая экономичность. В обслуживании А350 на 8% дешевле своего конкурента Boeng 787.
Интересно, лайнеры Airbus A350 являются результатом международной кооперации. Основные компоненты самолета производятся на предприятиях Airbus в четырёх европейских странах: Франции, Германии, Великобритании и Испании, но некоторые из комплектующих изделий поставляются лучшими машиностроительными компаниями других стран. Можно сказать, что в этом лайнере собраны лучшие достижения мировой технической мысли, технологии и машиностроения.
Сборка самолета осуществляется на заводах Airbus в городах Тулуза (Франция) и Гамбург (Германия).
Турбовентиляторные реактивные двигатели Trent XWB с шумопоглотителями поставляет компания Rolls-Royse (Великобритания).
Производство крыльев ведется так же в Великобритании на новом заводе Airbus в Броутоне.
Авионику для кабины и системы навигации производит французская компания Thales Group.
Американская компания Rockwell Collins производит привод горизонтального стабилизатора.
За эргономику в салоне отвечает компания BMW (Германия).
Системы развлечений и связи в полете поставляет компания Panasonic (Япония).
Производство первого отсека цилиндрической части фюзеляжа было запущено на новом заводе в испанском городе Ильескас.
В Китае построили новый завод Airbus по производству рулей направления, располагающихся на “хвосте” самолета.
Американская авиакомпания Zodiac Aerospace производит кресла салона на заводах в городках Гейнсвилл, штат Техас и Санта Мария, штат Калифорния.
Французская компания Messier-Dowty поставляет шасси.
Компания Honeywell (США) производит системы управления воздухом — систему отбора воздуха от компрессора, систему контроля среды, систему контроля давления в салоне и системы дополнительного охлаждения. Все это позволяет создать для пассажиров более комфортную атмосферу на борту с влажностью около 20% и сквозной циркуляцией воздуха.
Французская компания Saft Groupe SA поставила облегченные литий-ионные аккумуляторы.
Топливная система Airbus А350 полностью производится американской компанией Parker Hannifin Corporation.
Компания Hamilton Sundstrand (США) поставляет для А350 турбины, а также элементы гидравлической системы: резервуары, трубопроводы, аккумуляторы, тепловое управление, изоляцию, программное обеспечение и новые конструкции насосов, работающих от двигателей самолета и от электродвигателей.
Сегодня произведено 280 базовых А-350-900 и 32 удлинённых А-350-1000. Компания Airbus получила более 700 заказов на самолёты серии А350 различной модификации. Аэробусы А350 используют для дальнемагистральных пассажирских перевозок в 23 авиакомпаниях мира и еще 40 стран являются его заказчиками.
Самые известные эксплуатанты самолетов серии А350:
Qatar Airways — 48 самолета
Singapore Airlines — 54 самолетов
Thai Airways – национальный авиаперевозчик Таиланда имеет в парке 6 лайнеров.
Lufthansa – флагманский авиаперевозчик Германии содержит в парке авиации 15 самолетов А380.
Asiana Airlines – южнокорейская авиакомпания эксплуатирует на своих рейсах 11 лайнеров.
Аэрофлот приобрел 6 самолётов А350-900.
Исходя из вышесказанного, можно полагать, что в ближайшее время модификации высокотехнологичного лайнера А350 (800, 900 и 1000) завоюет международный рынок авиаперевозчиков.
Больше фотографий лайнера А350 см. здесь