МЭФ 2024: II Пленарная дискуссия «Культура и пропаганда: новая реальность — новые люди»МЭФ 2024: II Пленарная дискуссия «Культура и пропаганда: новая реальность — новые люди»

В рамках первого дня работы Московского экономического форума состоялась пленарная дискуссия «Культура и пропаганда: новая реальность — новые люди».
В качестве модератора мероприятия выступал Эдуард Бояков, художественный руководитель «Нового Театра», председатель Русского художественного союза, режиссёр театра и кино, продюсер.


В ходе дискуссии были подняты вопросы о роли культуры в качестве ресурса для развития России, проблематике культурного суверенитета в глобальном мире, влиянии пропаганды на культурную среду, а также о роли религии и дихотомии современных архетипов героя и купца.

Сегодня надо осознать, что главная повестка пропаганды – это культура, объединение разобщенной повестки, которая приведёт к суверенной России. Такой тезис выдвинул модератор дискуссии, художественный руководитель «Нового Театра», председатель Русского художественного союза, режиссёр театра и кино, продюсер, модератор дискуссии Эдуард Бояков. Эксперт отметил важность темы обсуждения культурных вопросов на экономическом форуме. Причина тому такова: экономика зависит от политики, а она, в свою очередь, — от цивилизационного уклада ценностей в основе жизни. «Политика не свободна. Она определяется тем, что мы называем культурой, нашим к ней отношением», — считает деятель культуры.
Эдуард Бояков привёл несколько примеров формирования культурной повестки. В первом он описал фрагмент телевизионного проекта «Голос дети. Финал» (западной франшизы), в котором выступал самый дорогой артист 2018 года Дмитрий Нагиев. Перед началом конкурса он представил интернациональную группу словами, что новый мир будет построен нашими детьми, для которых нет границ, рас и предрассудков. В клипе 13 подростков спели песню. Эдуард Бояков обратил внимание на американского подростка, на одежде которого в области сердца изображен флаг США. Тем временем у остальных выступающих символ их страны располагался на уровне ремня. Русскую девочку совсем не было видно – она находилась на заднем плане. Такие, казалось бы, незначительные детали сообщают огромную информацию российским детям, которые смотрят шоу.

В качестве второго примера Эдуард Бояков привёл финал чемпионата мира по футболу в 2023 году на пике международной милитаристской повестки. Там во время гимна на стадионе состоялось прямое включение с американского атомного эсминца и со сверхзвуковых истребителей, на которых пилотировали женщины. Тем временем на финале по футболу в России после победы команды «Спартак» болельщики спели песню певицы МакSим о девушке, которую бросил парень.
В связи с вышесказанным модератор пленарной дискуссии подчеркнул, как важно изучать сильные и слабые стороны оппонента, перенимать мировые достижения, выходить на новый уровень, как было с русским балетом. Эксперт обратил внимание, что выступающие на МЭФ – это влиятельные люди, которые говорят в один голос, что предстоит тяжелейшая культурная борьба. «Давайте подготовимся к ней, проснемся, ощутим себя этими героями, как бы сейчас это звучало несовременно», — подытожил деятель культуры.
В ходе выступления Александр Дугин упомянул немецкого социолога Вернера Зомбарта, который делил все культуры на героические и торговые. Первые ориентированы на подвиг, аскезу, свершения, славу, иерархию, государство. Вторые – на мирную жизнь, обогащение, приватность, гражданственность. Между ними – модель zero-sum game, в которой мы сегодня живем.

Далее эксперт упомянул итальянского философа Антонио Грамши, который доказал, что пример большевистской революции показывает фундаментальную автономию политического над экономическим – когда власть была захвачена коммунистами и социалистами произошла перестройка экономики под требования новой идеологии. Таким образом, мы видим, что политика доминирует над экономикой, а культура доминирует над политикой – в результате чего культура становится выше экономики и любого политического строя.
По мнению Александра Дугина, в настоящий момент каждый свободный культурный интеллектуал совершает выбор между “торгашами” и “героями”. Причем экономика в данном анализе вторична – не экономика определяет капитализм, а создание капиталиста предопределяет капиталистическую экономику.
По словам Александра Дугина, в отношении России сегодня очень трудно сказать, где заканчивается линия фронта, потому что там начинается либо линия тыла (культура победы), либо линия мира. В настоящий момент власть колеблется, потому что не знает, какой политический выбор осуществить. Здесь многое зависит от деятелей культуры, на которых полагается власть.
Задача культурных интеллектуалов сегодня – осуществить исторический пакт с народом, с Президентом, со своей идентичностью, вступить в войну где бы они ни находились, превратить общество в территорию тыла. Победа должна быть одержана любой ценой – все время и силы должны идти в данном направлении. “Мы сами должны выбрать “торгаши” мы или “герои”. Однако на проигрыш у нас сегодня выбора нет”, – заключил Александр Дугин.

«Мы находимся в ситуации, когда пласт топовой, постсоветской культуры и звезд оказались по ту сторону страны и фронта», — уверен российский журналист, политолог, общественный деятель Алексей Чадаев.

Эксперт показал, как менялась культурное развитие СССР и почему сейчас она уже неактуальна на примере высказываний в телеграме о признании певицы Аллы Пугачевой иногентом как объявления «войны СССР».
Государственная культурная политика воспроизводит антропотип. Он позволяет взрослеющему юноше ориентироваться на представляемые ему мейнстримные образцы поведения. Так ранняя советская массовая культура воспевает героев революции, первой и второй мировых войн, покорителей целины – людей, совершающих подвиги. В 60-х годах в обществе развитого социализма для героики не осталось места. Она стала вредна для государства. Поэтому герои покоряют космос (Юрий Гагарин), тайгу (геологи), заграницу (фильм режиссёра Владимира Фокина «ТАСС уполномочен заявить») или иные параллельные реальности (романы братьев Стругацких). Алексей Чадаев отмечает, что с этого момента начинается культивирование обычного человека, главная цель которого обустройство личной жизни. Популярными становятся фильмы Эльдара Рязанова. На этой волне на сцене появляются Алла Пугачева, Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич и легион других звезд, миссия которых доказать, что они имеют право жить частную жизнь, быть самими собой и не обязаны решать задачи начальников. Массовая культура того времени боролась за право быть человеком и, как видим, сражается по сей день. Таким образом, кумиры прежних лет последовательны в своей антигосударственной позиции: весь их смысл жизни и деятельности заключается в воинствующем антигероизме.
В 90-е года героями общества стали бандиты. Культовыми фильмами были «Брат», «Жмурки» и другие. Через десятилетие им на смену пришли образы силовиков, представителей органов внутренних дел. По-прежнему героика перпендикулярна общественной идеи – удовлетворение возрастающих потребностей. В то же время тогда количество трудящихся сузилось до узкой группы лиц.
По словам Алексея Чадаева сейчас настало время для новой героической эпохи, требующей иные образцы для подражания. Чтобы строить государственную культурную политику, отвечающую сегодняшнему дню, нужно сломать старые сценарии и ценностные установки.
Общественный деятель подытожил, что сейчас не только время создания нового, но и разрушения старого, и пропустить этот этап нельзя. Для этого, в первую очередь, нужно определиться, от каких принципов, сценариев, персонажей, стратегий нужно отказаться, чтобы построить новое.
Тревогу по поводу духовного состояния современного общества высказал священник Павел Островский, священнослужитель Русской православной церкви. Спикер дискуссии обратил свое внимание на “христианофобию”, являющуюся гигантской трагедией, которую нужно преодолевать. Он отметил, что большинство людей живут по принципу «ты мне, я тебе», который используется во всем: по отношению к государству, к коллегам по работе, к женам, мужьям и к детям. Он исключает жертвенность, честь и верность, и стал причиной многолетнего страха перед православием и христианской верой.


Священнослужитель задался вопросом – насколько наше общество поддерживает традиционные ценности в реальности? Он привел неприглядную статистику, где общество поддерживает аборты, а 49% мужчин и 38% женщин считают допустимой или нормальной измену в браке.
Проповедник подчеркнул необходимость донесения традиционных понятий: «Церковь не разделяет верность, знаете, на какие-то полочки. Верность может быть только одна. Если ты верен жене, то, возможно, ты верен стране и верен Богу. Но если это Христос сказал, неверный в малом во многом не верен, верный в малом во многом верен. И вот эти понятия чести, верности, любви, веры». По словам священнослужителя, у молодежи вопросы доверия к христианству встают реже. У молодого поколения существует гигантский запрос на честность, и отсутствует даже минимальное отторжение к православию.
В заключение Павел Островский отметил, что сейчас идет настоящая война, но не с оружием, а война в сердце и умах людей. И эта война не может быть компромиссной, здесь невозможны мирные переговоры.

Сергей Мардан говорил о том, «что есть русская культура, как способ организации жизни на данной территории. В чем заключается национальный миф — та база, на фундаменте которой мы существуем тысячу лет».

Обращаясь к классикам, он напомнил, что в евразийском пространстве существует несколько мифов. Средиземноморский — поход за золотым руном. Суть его такова: ты рискнул и организовал коммерческое предприятие, добыл сокровище – и твоя жизнь удалась. Есть нордический, германский миф, который рассказывает уже иную историю о проклятом сокровище: ты пошел в поход, убил всех врагов, выкопал сундук с золотом, но тебе придется за все ответить.
И есть русский миф — миф о богатырях, миф о государственной службе. Есть некая основа, сверх идея, которая объединяет поколения. Имена и образы государей могут меняться, но суть не меняется.
По мнению спикера, речь не только о том, что культура, основанная на героике, ушла. Огромное число людей, в том числе в правящих элитах, это те, кто желает служить собственному брюху, личному успеху и частной жизни, а государство поколениями шельмовалось со стороны нашей же интеллигенцией, за редкими исключениями. Государство и власть были ругательными словами, а служба государству — позорным делом.
Это одна из причин успеха советской власти. Русскому человеку это было понятно и близко, потому что было государство, которому он готов был служить. А потом все изменилось и государство объявили ничтожным. Поэтому теперь у нас нет иммигрантов, а есть релоканты.
Если говорить о пропаганде, то важной задачей является разрушение архетипа, убившего СССР, и доминирующего последние 30 лет. Это идея того, что частная жизнь — это все, личный коллектив — это все.
Но, помимо этого, нужно создать и новый образ, чтобы осознать, обозначить, ради чего все делается. И в этом, как считает Сергей Мардан, есть место и герою, и торгашу. И человек в форме, который служит государству, и промышленнику, предпринимателю есть место в нашей жизни, если он видит своей целью в жизни служение государству.
В заключение Сергей Мардан отметил, что перед нашим обществом стоит титаническая задача, к которой очень непросто подступиться, ведь каждый сейчас погружен в рутину.
Чиновникам, например, некогда думать о всяких абстракциях. Кто-то должен предложить им образ и сказать, что они не просто чиновники, а государственные служащие, посвятившие жизнь государству. Просто назвать героем того, кто сражается на фронте, это понятный архетип, но в человека, который служит стране на маленькой и незаметной должности, хотя бы не нужно сразу плевать.

Источник текста: https://me-forum.ru/media/events/mef-2024-ii-plenarnaya-diskussiya-kultura-i-propag/

Более 30 фотографий пленарной дискуссии «Культура и пропаганда: новая реальность — новые люди» размещены по этой ссылке или на моих страницах ВКонтакте и ДЗЭН.

About Author