Мордовская свадьба на выставке Россия на ВДНХМордовская свадьба на выставке Россия на ВДНХ

Республика Мордовия  находится в Приволжском федеральном округе в окружении Нижегородской, Рязанской, Пензенской, Ульяновской областей и Республики Чувашия. Этим объясняется схожесть традиций и обрядов у русских, мордовцев, чувашей.

Мордва, мордвины или мордовцы – финно-угорский народ, состоящий из двух основных этнических групп – мокша и эрзя, говорящих на близких, но различающихся языках.

Несмотря на культурные различия народов, населяющих Приволжский округ, их свадебные обряды в целом  отражают главные смысловые традиции: крепость семьи, многодетность, патриархальный уклад. Свадебные обряды, как культурный код, передаются из поколения в поколение.

Большинство свадеб в мордовских селениях и сегодня устраивается по традиционным обрядам предков, и, несмотря на сложности, по-прежнему состоят из несколько долгих этапов.

Сватовство состоит в том, что отец жениха тайно, преимущественно ночью, привозит  к дому невесты каравай с мёдом. Родственники невесты могут не принять его, но это не всегда означает полный отказ, а чаще лишь набивание цены невесты.

Потом начинался этап согласования между семьями всех условий будущей свадьбы: определялись общие расходы, размер приданого.

После определения дня свадьбы для невесты начинались ритуальные дни прощания с вольной жизнью: в течение недели девушка громко причитала и рыдала в окружении подруг.

Это было связано с патриархальными традициями. Переезд в семью мужа означал, что отныне она становится безропотной работницей по дому, подчиняющейся по иерархии мужу, его родителям, другим старшим невесткам. Зачастую вопрос о замужестве решали родители, а будущего мужа она узнавала только на свадьбе.

Муж мог оказаться моложе ее на 10 лет. Цель женитьбы малолетних мальчиков на взрослых девицах была чисто экономическая: богатый человек старался женить своего сына, чтобы взять в дом новую рабочую силу. Родители девушек, наоборот, старались как можно дольше держать своих дочерей при себе.

Жена должна наравне с мужчинами выполнять сельскохозяйственные работы, а потом  еще кормить и обеспечивать быть мужа и детей. Ее приданое поступало в общее хозяйство. Бесправный труд на всю оставшуюся жизнь ждал девушку после свадьбы, поэтому свадьба в доме невесты сопровождалась грустными песнями о тяжелой женской доле.

Перед свадьбой подруги водили невесту в баню. Расплетая косу, они мыли невесту, после чего заплетали ей уже две косы (у мордвы незамужние девушки носили одну косу, а замужние – две).

В день торжества, сопровождавшие жениха в свадебном поезде люди, на пороге дома невесты встречали её родственников, которые требовали обязательный выкуп. Затем следовало ритуальное прощание девушки с родным домом, после которого молодые отправлялись на венчание, а уже потом – в дом молодого мужа, где их встречали с хлебом-солью, осыпали зерном и хмелем.

Мордовская свадьба обычно длилась три-четыре дня, включая в себя различные торжественные ритуалы.

Традиционная свадьба мордвы представляет очень сложное действие с обрядами, причитаниями и песнями, на которых лежали одновременно и буйное веселье, и печаль. В доме жениха ликовали по поводу приходу в дом новой работницы, в доме невесты печалились, зная, какая трудная жизнь предстоит их дочери. Ведь чтобы не происходило в ее новой семье, возвращение домой было невозможно.

Мордовский свадебный цикл делится на три этапа: предсвадебный, свадьба и послесвадебные визиты.

Девушки готовились к предстоящей свадьбе заранее за несколько лет, поскольку невеста должна была подарить членам новой родни от 10 до 20 вышитых женских и мужских рубах и платьев. По мастерству рукоделия оценивали трудолюбие невесты.

За день до свадьбы, проводили «день каши», этот обряд до сих пор проводится на мордовских свадьбах, символизируя прощание невесты со своей родней и подругами. В этот день в доме невесты собирались все ее родственницы.

Мать невесты готовила свадебный пирог – «курник», который считался обязательным атрибутом мордовской свадьбы. Пирог делали из творога и теста (в несколько слоев: слой теста, слой творога). Этот «курник» на следующий день вместе со свадебным поездом отправляли в дом жениха.

Свадьба в доме жениха начиналась с веселья, пекли пироги для свадебного поезда. Жених со свахой ехали за невестой. С собой везли пирог, большой лукш, четверть самогона и ведерный лагунок пива. Главным лицом в поезде считалась сваха, а потом уредев — друг жениха. Мать жениха как хранительница очага оставалась дома, она лишь провожала сына хлебом с солью. Родители перед отъездом благословляли жениха: отец брал в руки икону, которую оставляли дома, она считалась хранительницей очага новой семьи.

В доме невесты в ночь перед свадьбой не спали. Невеста с подругами всю ночь пели и плакали. А на заре невеста выходила во двор, вставала на колени, прощаясь со своим домом.

Затем подруги со свадебными песнопениями начинали облачать невесту в белую рубаху и белое расшитое красным с зеленым орнаментом платье. Из украшений невеста одевала много бус, серьги, вышитый пояс. Прощание невесты с родным домом – это тоже особенный обряд: мать православной иконой благословляла дочь, причем той самой, которой ее благословляла еще бабушка.

В доме жениха молодых встречали отец с иконой, мать с караваем и солью и родственница с чашкой хмельного напитка.

Вся родня жениха садилась за стол, а невесту уводили, чтобы «голову перевязать по-женски». У мордвы до замужества девушка ходила с непокрытой головой, а как повяжут красный платок и две косы заплетут — то это знак того, что девушка считалась женщиной и уж после этого везде могла появиться только в платке.

Когда обязательные обряды были проведены, отправляли свадебный поезд за родней невесты и тут начиналось всеобщее веселье, которое продолжалось два-три дня.

На протяжении следующей недели, а то и месяца молодожены должны были нанести визиты всем родственникам жениха.

На выставке «Россия», на ВДНХ, 30 ноября 2023 года состоялась свадьба жителей города Саранска Станислава Пичайкина и Анны Платоновой. Они стали участниками яркой церемонии, проведенной по старинным обычаям народов мокша и эрзя, зрителями которой стали сотни случайных гостей выставки.


Зрители увидели национальные обрядовые песнопения в доме невесты, которая было одета в национальный свадебный костюм – панар, пулай, сюлгамо, панго и свадебное веселье в доме жениха. После обряда сватовства состоялась официальная церемония бракосочетания, которую провела сотрудница московского ЗАКСа.


В завершении церемонии молодоженов поздравил и вручил памятные подарки Глава Республики Мордовия Артём Алексеевич Здунов.

 «Мы все сегодня — очевидцы интересного события. Свадьбу можно играть на селе, в городе, но вашу свадьбу увидела вся страна. Это особая честь! – сказал руководитель республики. — Самое главное – сегодня родилась еще одна семья в Российской Федерации. Я очень хочу, чтобы она была счастливой, чтобы у вас было много детей – это государственная установка. Любите друг друга, уважайте родителей друг друга, пронесите вашу любовь через годы».

В свадебном обряде участвовали лучшие творческие коллективы Мордовии – Старотеризморгский народный хор, этно-фольк группа «Мерема», ансамбль «Торама» и фольклорного ансамбля «Келу», артисткой которого является невеста.

Также от дирекции выставки «Россия» и комитета по туризму г. Москвы молодожены получили памятные подарки, экскурсию по столице нашей Родины и проживание в одном из отелей. 

После свадебной церемонии прошел феерический показ мордовской национальной моды. Об этом читайте в следующем репортаже.

Посмотреть 78 фотографий можно по этой ссылке или с моих страниц В Контакте и Дзен.

Приобрести фотографии можно по ссылке https://www.shutterstock.com/g/swift21/sets/322928624

Галина Савинич

Фотограф и журналист с 20 летним стажем. Купить мои фото из публикации по ссылке https://www.shutterstock.com/ru/g/swift21/

More Posts - Website

Follow Me:
YouTube

About Author

От Галина Савинич

Фотограф и журналист с 20 летним стажем. Купить мои фото из публикации по ссылке https://www.shutterstock.com/ru/g/swift21/