Почему буксует Мусорная реформа. Как сократить налог на мусор и сэкономить на упаковке

Мусорная реформа

 

Скоро мы все погибнем под мусорным «цунами»

Необъятная наша страна утопает в мусоре. К 2018 году в России скопилось 43 млрд тонн промышленного и бытового мусора (ист: tko.tass.ru). Бытовым мусором завалено все: площадки для мусорных контейнеров в жилых кварталах, остановки транспорта, обочины автомобильных и железных дорог, леса, берега рек и озер, дачные поселки – это наглядное свидетельство того, что Мусорная реформа осталась на бумаге в правильных текстах постановлений, а в жизни не работает. Опьянев от потребления, мы и не заметили, как завалили мусором все вокруг себя. Только поранив ногу осколком стекла на берегу дикой речушки, или нагнувшись за белым грибом в сибирской тайге и обнаружив рядом пластиковую пивную бутылку, мы замечаем, как загажена наша Родина. Раздраженно закрывая в доме все форточки в летнюю жару, из-за дурного запаха, идущего от мусорного полигона, или из-за дыма чадящей трубы, мы говорим: «Хватит! С этим надо что-то делать!».

Загрязнение окружающей среды бытовыми и промышленными отходами угрожает здоровью и жизни всех живых существ на планете, и человека в первую очередь. Возникают неведомые ранее инфекционные заболевания, появляются новые болезнетворные вирусы и бактерии – это природа пытается избавиться от людей, угрожающих самому ее существованию.

Эту 5-ти метровую инсталляцию под названием “Волна” создал краснодарский художник Владимир Кандр  из пластикового мусора, собранного им в бухте Инал Черного моря в зоне отдыха. Под ней можно почувствовать, как вас накрывает мусорная волна.              Это очень страшно!
Эту 5-ти метровую инсталляцию под названием “Волна” создал краснодарский художник Владимир Кандр  из пластикового мусора, собранного им в бухте Инал Черного моря в зоне отдыха. Инсталляция установлена в Краснодаре, ее посмотрели тысячи горожан. Под ней можно сфотографироваться и почувствовать, как вас накрывает мусорная волна. Это очень страшно!

В январе 2019 года появилась надежда на спасение: была запущена национальная программа «Экология» и ряд федеральных проектов, среди которых ФП «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Началась мусорная реформа стоимостью в 340 млрд рублей, к которой подключились 70 из 85 субъектов РФ. Москва и Санкт-Петербург начнут реформу в 2022 году.         

Прошло два года. Что же изменилось? Ровным счетом ничего. Такой вывод сделала Счетная палата РФ в своем отчете под названием «Анализ выполнения мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность Российской Федерации, в части ликвидации объектов накопленного вреда и формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами». Аудиторы Счетной палаты обнаружили критическое положение дел с выполнением национальной программы “Экология”.

Отрасль по переработке вторичных отходов в России находится в зачаточном состоянии, а официально существующие мусорные полигоны уже переполнены. В 32 регионах их мощности будут исчерпаны до 2024 года, а в 17 из них – до 2022 года. При этом ни возможностей, ни площадей, чтобы открыть новые официальные полигоны у большинства регионов просто нет.

Как известно, по поручению Президента РФ были закрыты несколько старых мусорных полигонов, давно исчерпавших свои ресурсы. Однако, согласно Закону сохранения массы вещества, мусорные свалки не исчезают бесследно, а лишь перемещаются из одной географической точки в другую: тут же начали образовываться стихийные свалки. Так за 2019 год в России, по данным Росприроднадзора, было выявлено около 27 тысяч несанкционированных свалок площадью почти 13 тысяч гектаров.

Всего же в стране, по данным того же ведомства, на 2019 год на территории субъектов насчитывалось официально действующих 8 323 свалки , из них 916 свалок на территориях городских округов. Полигоны твердых бытовых (или коммунальных) отходов (далее по тексту: ТБО или ТКО) сейчас занимают около 4 млн га, что сопоставимо с площадями таких стран, как Швейцария, Армения, Нидерланды. При этом в национальном проекте «Экология» прописана ликвидация и рекультивация только 191 свалки на территориях городских округов. Это означает, что более 700 свалок останутся в границах городов.

По данным Минприроды, которые озвучил в интервью ТАСС замглавы ведомства Денис Храмов, в России образуется примерно 70 млн тонн отходов в год. Их большая часть состоит из пластика, стекла и других материалов, срок разложения которых около 300 лет. Свалки стали источником загрязнения почвы, грунтовых вод и воздуха ядовитыми химикатами, высокотоксичными тяжелыми металлами, свалочными газами, а при возгорании мусора – диоксинами, фуранами и бифeнилами. Предельно допустимые концентрации этих опасных веществ при горении превышают нормы в 1000 и более раз.

В отличие от мировой практики, в России только 5-7% отходов утилизируется, все остальные – по-прежнему направляются на мусорные полигоны и несанкционированные свалки.

Больше всего ТКО образуется в 37 крупных городах. Например, по данным «Территориальной схемы обращения с отходами г. Москвы», в 2020 году Москва «произведет» 9 млн 259 тыс ТКО. В основном это неразлагающийся пластик, стекло, жестяные банки, бумага, устаревшая бытовая техника. Все перечисленное является ценным вторичным ресурсом.

Московское правительство, подключившись к Мусорной реформе, ввело двухконтейнерную систему сбора и сортировки мусора.  Только на покупку пластиковых контейнеров было потрачено, предположительно, до миллиарда рублей (считайте сами: один пластиковый контейнер объемом 360 л стоит 5000 руб, объемом 1100 л – 13000 руб. и т.д., а их в столице десятки тысяч).

Власти решили, что москвичи с энтузиазмом начнут сортировать свой бытовой мусор и относить его в специальные контейнеры, да не тут-то было. Это при социализме пионеры собирали металлолом за вымпел, а макулатуру – за томик «Три мушкетера». Теперь мы живем в условиях рынка и никто пальцем не пошевелит, если не увидит в этом личную выгоду. 

Большая часть горожан как выбрасывала без разбора весь мусор в мусоропроводы и контейнеры, так и продолжают это делать. Их логика проста: «Раз я плачу за вывоз мусора, то не стану тратить время и силы на то, чтобы его сортировать, захламляя квартиру, а потом еще и относить с моего двадцать четвертого (или выше) этажа в какие-то там контейнеры, расположенные далеко и неудобно». К тому же в Москве более чем в два раза подняли стоимость услуг по вывозу ТКО с 2,34 руб. до 5,23 руб. на 1 кв м общей жилой площади.

Большая часть горожан как выбрасывала без разбора весь мусор в мусоропроводы, так и продолжают это делать
Большая часть горожан как выбрасывала без разбора весь мусор в мусоропроводы и в любые, попавшиеся по дороге контейнеры, так и продолжают это делать

Кстати, с января 2019 г. все граждане страны обязаны ежемесячно уплачивать налог на вывоз мусора, в зависимости от величины занимаемой площади. Его сумма вычисляется по формуле:

Ст = S х T х (N1 + N2),

где  Ст – стоимость вывоза твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора, S – площадь квартиры или жилого дома, Т – утвержденный тариф согласно кластеру по месту проживания, N1 – норматив накопления твердых коммунальных отходов, N2 – норматив накопления крупногабаритного мусора.

Например, для собственника, проживающего в квартире (даче, собственном доме) площадью 54 квадратных метра в Воскресенске, расчет производится следующим образом. Тариф в Воскресенском кластере: 656,06 рубля за кубометр мусора, с учетом НДС (20%) – 787,27 рубля. Норматив накопления мусора одинаковый для всех жителей Подмосковья – 0,114 кубометров на квадратный метр жилплощади в год. Таким образом, считаем:

54 х 787,27 х 0,114 = 4846,43 рубля в год

403,87 рубля в месяц, включая зимний период. (ист: https://mosreg.ru).

Кстати, приблизительно двадцать процентов дач в Подмосковье заброшены или редко посещаемы, а налог на вывоз мусора начисляется ежемесячно, в соответствии с площадью дачи.

Стоимость вывоза мусора в разных регионах различается в 27 раз, о чем сообщил председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Алексей Майоров на совещании по вопросам реформы обращения с ТКО (ист: ТАСС). Разница в тарифах на услуги региональных операторов в 2019 году составляла от 244 до 1411 рублей за один кубометр мусора. Высокая стоимость этой услуги стала причиной низкой собираемости налога на вывоз мусора (оплату услуг регионального оператора): всего 79 % в 2019 году и 76 % в первом полугодии 2020 года. В результате 22 региональных оператора, обслуживающих 15,1 млн человек в 19 субъектах Российской Федерации, могут прекратить свою работу. Мусор вывозить будет просто некому, говорится в отчете Счетной палаты.

Рассуждать о сортировке ТКО в сельских районах наивно, хотя бы потому, что там и обычных-то контейнеров для смешанного мусора не хватает.

Иными словами: мусор закапывали, закапываем и будем закапывать далее.

Что именно мы зарываем?

На свалки ежегодно попадает 15-20 млн тонн органических отходов, что составляет 30-40% от общего объема органических удобрений, используемых сельским хозяйством в России. На мусорных полигонах пропадает примерно 11,3 млн тонн бумаги и картона, что эквивалентно объему их производства в Финляндии. Ежегодный объем отходов стекла 3,1 млн. тонн равен объему стеклотары, производимой в Германии.

В мусорном ведре каждой семьи находиться до 30% семейного бюджета на питание

Почему у мусороперерабатывающей отрасли низкая рентабельность

Почему все вышеперечисленные ресурсы остаются не востребованными в условиях сырьевого дефицита?

А как обстоят дела в других странах? Уровень переработки отходов в среднем по Европе, по данным Европейского агентства по защите окружающей среды (ЕЕА), составляет порядка 50%. Лидирует Австрия, там этот показатель – 63%. Чуть меньше в Германии и на Тайване – 60%. В первой десятке – Египет, Сингапур, Южная Корея, Италия, Великобритания, Франция. Переработка мусора там не только экологически, но и экономически обоснована. Зарубежные предприятия по переработке вторичного сырья настолько мощные, что закупают его в других странах. Сбор и переработка вторичного сырья – это выгодно!

В России этот показатель – 5-7%. 90% вторичных ресурсов закапываем в землю. Тем не менее, годовой оборот рынка обращения с отходами в России приближается к 200 млрд рублей, и он будет расти. Об этом сообщил замминистра природных ресурсов РФ Денис Храмов в интервью ТАСС в начале этого года. Храмов добавил, что на фоне роста потребления на 2% в год будет расти и рынок обращения с отходами. “Наша задача, чтобы количество захораниваемого мусора снижалось и он все больше вовлекался во вторичный оборот. По логике, рост образования мусора не должен приводить к увеличению его захоронения, а должен способствовать окупаемости инвестиций регионального оператора в его сортировку с последующей утилизацией”, – сказал он. Золотые слова!

По данным Росприроднадзора на сегодняшний день в России функционирует 243 мусороперерабатывающих завода, 50 мусоросортировочных комплексов и 10 мусоросжигательных заводов.

К сожалению, некоторые современные мусороперерабатывающие заводы недогружены из-за сложности и дороговизны процесса сортировки и очистки смешанных ТКО.

К 2024 году в России намеревались построить еще 210 заводов по переработке ТКО, но из-за сокращения бюджетного финансирования нацпроекта «Экология», их строительство откладывается.

И все же, почему при наличии 243 предприятий по переработке вторичного сырья, процент захоронения отходов не уменьшается?

Потому что для переработки пригодно только отсортированное, чистое, сухое сырье. Грязные, мокрые, покрытые плесенью и остатками пищи пластмассовые отходы не годятся для переработки. Чем выше степень чистоты исходного сырья, тем дороже конечный продукт. На международном рынке наблюдается хороший спрос на вторичное сырье, но с предъявлением жестких требований к его качеству.

Вторсырье из смешанного мусора недосортировано, низкая степень чистоты
Вторсырье получаемое на отечественном мусоро-сортировочном предприятии:
пластмассовое сырье недосортировано, к тому же у него низкая степень чистоты

Одна из острейших проблем, тормозящих Мусорную реформу – сортировка и очистка смешанного мусора. Это самая дорогая технологическая операция, требующая больших затрат энергии, воды и высокооплачиваемых трудовых ресурсов (из-за ручной сортировки в невыносимых условиях).

При низком качестве исходного сырья предприятию по переработке вторичного сырья приходится дополнительно мыть и сортировать вручную пластиковые отходы, разделяя их по цвету, плотности, составу, что снижает рентабельность производства. То же относится к стеклу и картону.

Совсем другое дело – работать с чистыми, качественно отсортированными отходами. Такое сырье сразу идет в переработку без дополнительных операций. Так работают схемы обращения с ТБО практически везде в мире, где принимают вторсырье от населения за материальное вознаграждение.  

Пластик, отсортированный по видам

Людской “муравейник” решит проблему сортировки

Проблему сортировки и очистки смешанного мусора необходимо решать не сверху административным путем, а в соответствии с простым здравым смыслом, снизу, учитывая права и интересы потребителя. Причем, в этом вопросе все способы уже давно придуманы и успешно применяются, о чем свидетельствуют опыт мировой и Советского Союза.

По подсчетам Министерства природных ресурсов России, от каждого россиянина родной природе достанется в среднем по 400 – 500 килограммов отходов в год. Согласно статистике, в среднем российская семья, состоящая из четырех человек, выбрасывает за год около 150 килограммов разного рода пластмасс, примерно 100 кг макулатуры и около 1000 стеклянных бутылок и банок.

А теперь задумаемся. Покупая различные товары, мы дополнительно платим за упаковку от 5 до 30 процентов от стоимости товара. В интересах любого гражданина – возвратить хотя бы часть этих средств. Если одноразовая упаковка – это вторичное сырье, имеющее цену, то людям надо предоставить возможность его продать. Да-да, именно продать!

Для этого потребуется создать повсеместную систему закупки вторичного сырья у населения, а не надеяться только на добровольную сортировку ТКО, на чем основывается государственная политика утилизации ТКО – это принципиально иной подход.

Запуск мусорной реформы, установка контейнеров по раздельному сбору мусора, пропаганда и экологическое воспитание населения – меры, несомненно, полезные, но мы живем в условиях рынка, значит и отношения надо выстраивать по рыночным правилам на взаимовыгодных условиях.

Потребитель дважды внес свою посильную лепту в защиту природы. Первый раз – когда заплатил за товар и его упаковку, в стоимость которых входит обязательный экологический сбор, взимаемый с производителя, который в свою очередь заложил его в цену товара. Напомню, что в соответствии со ст. 24.5 закона «Об отходах производства» № 89-ФЗ, экологический сбор должен уплачиваться фирмами, являющимися производителями либо импортерами изделий, которые по факту утери потребительских качеств подлежат утилизации. Сбор начисляется также на упаковку, в которой поставляется товар. (Для особо любознательных! Перечень 54 товаров, с которых взимается экологический сбор, перечислен в Распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р). Фактически – это основные товары, которые мы потребляем.

Второй раз – когда уплатил немалый (как мы посчитали выше) налог на вывоз мусора. Поэтому потребитель вправе поступить со своим бытовым мусором так, как ему удобнее: выбросить в мусоропровод, если его не заварят по предложению С.Б. Иванова, специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, проявить гражданскую сознательность и отнести в специальный контейнер или же накопить и продать пусть за небольшие, но реальные деньги или другое вознаграждение.

Если гражданам предоставить возможность вернуть хотя бы часть средств, потраченных на упаковку, они непременно этим воспользуются: будут сортировать, мыть, собирать, хранить, относить на сборный пункт. Особенно те, которые живут за чертой бедности, а таких в России, по данным Росстата, на 2020 год около 20 млн человек.

Материальная заинтересованность – лучший мотиватор, направляющий массовое сознание в сторону цивилизованного обращения с мусорными отходами.

Только материальная заинтересованность позволит сформировать у потребителя алгоритм безотходного потребления: купил продукт, использовал, вымыл упаковку, сдал, вернул часть денег обратно.

По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в январе 2019 года, бытовой мусор сортируют 27% россиян, 47% респондентов не сортируют, но хотели бы это делать. А если бы им за это еще и заплатили, показатели были бы выше.

На сегодняшний день в России пункты по выкупу вторсырья у населения – большая редкость. Даже в крупных городах их едва наберется с десяток. Но находятся они, как правило, за чертой города, но, главное – вторсырье принимается начиная от 100 кг или тонны.

Большой редкостью в нашей стране являются фандоматы – аппараты по приему пластиковых бутылок и жестяных банок. Их на всю страну – 45 штук (fandomats.ru). Стоимость отечественного фандомата – 340000 рублей, зарубежного – от 10 до 20 тысяч долларов. Пока лишь несколько штук установлены в магазинах сети “Вкус Вилл”. Для сравнения: в Германии почти в каждом крупном магазине есть фандомат и экономные немцы всех социальных слоев ими пользуются.

Недостаток вышеперечисленных способов выкупа вторсырья, в российских условиях, в том, что расчеты происходят в денежном выражении, а это и накладно, и неудобно.

Но нам повезло, мы живем в век цифровых технологий, пора упростить эту операцию. Все взаиморасчеты при покупке вторсырья у граждан должны происходить только в электронном виде, с применением системы персональных накопительных электронных карт или мобильных телефонов. При накопительной системе низкая стоимость вторсырья не имеет большого значения, главное, что мусор может превратиться в накапливаемый доход. Способов материального поощрения десятки. В разных странах они разные, и все работают на благо людей, на сохранение природы и развитие отрасли вторичной переработки ТБО. При поощрительной системе миллионы граждан, как муравьи, добровольно выполняют дорогостоящую операцию по сортировке и очистке вторичных ресурсов, повышая в разы рентабельность перерабатывающей отрасли и сохраняя чистоту окружающей среды.

Предлагаю помечтать, и, в качестве примера, рассмотреть три наиболее распространенных за рубежом, способа выкупа вторсырья у населения, исходя из удобства граждан.

Первый. Отправляясь в супермаркет за покупками, потребителю удобно прихватить с собой отслужившую упаковку, сдать ее в магазин, получить деньги на накопительную карту и оплатить накопившейся суммой любой товар в этом магазине. При этом магазин получит гарантированный возвратный поток покупателей и дополнительную прибыль от продажи чистого вторсырья.

Отправляясь в супермаркет за покупками, потребителю удобно прихватить с собой отслужившую упаковку, сдать ее в магазин, получить деньги на накопительную карту и оплатить накопившейся суммой любой товар в этом магазине.
Отправляясь в супермаркет за покупками, потребителю удобно прихватить с собой отслужившую упаковку, сдать ее в магазин, получить деньги на накопительную карту и оплатить накопившейся суммой любой товар в этом магазине.

Некоторые торговые центры сами сортируют и отправляют на переработку собственные отходы, освобождаясь при этом от уплаты налога на вывоз мусора, размер которого зависит от торговой площади. Например, такой ритейлер как «Магнит», собирает отдельно макулатуру, картон и пластик, получая при этом дополнительную прибыль. Добавление к этому потоку отсортированного потребителями чистого вторичного сырья не потребует от супермаркета слишком больших логистических затрат, а вот психологию потребителя изменит в корне. Люди привыкнут к тому, что употребляя продукты, необходимо собирать использованную упаковку, мыть и возвращать в магазин на вторичную переработку. Какой способ приемки предпочтет применить магазин – фандоматы или что-то другое – не имеет значения.

В приснопамятном Советском Союзе, например, бутылка пива продавалась по 30 копеек, а за возврат пустой бутылки магазин выплачивал 12 копеек. То же происходило с другими видами стеклотары. Ни бутылки, ни банки нигде не валялись, а собирались и сдавались.

Цены на стеклянное вторсырье в 1988 году в Советском Союзе

Второй. Жителям было бы удобно сдавать вторсырье во дворе своего дома в передвижной сборный пункт, приезжающий по расписанию. Организовать этот процесс могла бы жилищная управляющая компания, взимающая с граждан налог за вывоз мусора. Нанять мусоровозы для приема у населения разных видов отсортированных ТКО – не такая уж сложная задача. Самые обычные мусоровозы могли бы выполнять функции передвижных приемных пунктов. Такие машины должны быть идеально чистыми, красочно оформленными под определенный тип вторичного сырья (отдельно пластик, стекло, бумага, металл, использованные аккумуляторы и лампы, бытовая техника и т.п.). Приемщик должен принимать на вес чистые ТКО, и тут же начислять на именную электронную накопительную карту,

Приемщик должен принимать на вес чистые ТКО, и тут же начислять на именную электронную накопительную карту

либо – на мобильный телефон данные с помощью, например, простейшего терминала для оплаты банковскими картами или другого подобного прибора. Было бы гораздо проще и удобнее, если начисление происходило автоматически, с помощью электронных весов, оснащенных системой передачи данных, сразу на электронную карту гражданина, а приемщик только контролировал чистоту принимаемого вторсырья. Что именно будет начисляться: доли копейки, граммы, баллы – дело техники.

Третий. Люди занятые предпочли бы относить вторсырье в стационарный сборный пункт в удобное для них время (как в Японии), который должен находиться в шаговой доступности в каждом микрорайоне. В свод правил градостроительства должна быть добавлена норма, приравнивающая сборный пункт вторсырья к объекту социальной значимости, наравне с поликлиникой, пожарной частью, милицией, аптекой, детским садом, школой.

Во всех перечисленных выше способах главное условие – принимать отслужившую упаковку на вес, начиная с граммов, чтобы не отпугнуть потребителя перспективой превращения личного жилища в склад вторичного сырья. Один килограмм использованной полиэтиленовой пленки или пищевых контейнеров представляет собой огромный мешок, и мало кто пожелает хранить его в своей квартире.

А вот что действительно сложно, так это хотя бы в первый год поднять расценки на вторичное сырье, и это вопрос не столько рыночный, сколько государственный. Даже в условиях рынка государство, с помощью контроля за ценообразованием, может урегулировать сложные взаимоотношения между бизнесом и обществом, снизить социальное напряжение и пр.

Экономисты могли бы посчитать, что государству (бизнесу) выгоднее: финансировать создание сети приемных пунктов вторсырья для населения (мелкие складские помещения) и приподнять расценки на него или тратить миллиарды на содержание и дезактивацию мусорных полигонов, на строительство дорогостоящих мусоросжигательных заводов, малорентабельных мусоросортировочных станций, на разгон антимусорных митингов – жителей, протестующих против открытия очередного мусорного полигона или мусоросжигательного завода у них под окнами? Этих граждан можно понять. Их не успокоит информация о том, что предприятие, отравляющее атмосферу диоксинами, обязано выплачивать государству экологический налог и большие штрафы. Им-то за потерю здоровья никто не заплатит.

На минуточку, стоимость мусорной реформы 340 млрд рублей. Финансирование федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» на 2020 год обойдется в 7,3 млрд рублей, на 2021 – 8,3 млрд, на 2022 – 13,3 млрд. В 2023 и 2024 годах – 30,5 млрд рублей и 27,7 млрд рублей соответственно.  Это только расходы на сбор информации и подготовку правовых документов. Очевидно, что создание горизонтальной сети приемных пунктов вторсырья по затратам несопоставимо со стоимостью строительства и обслуживанием мусоросортировочных предприятий.

Закупка вторичного сырья у населения – значимый социальный проект

За период пандемии коронавируса количество официально зарегистрированных безработных в России увеличилось. Об этом сообщил министр труда и социальной защиты Антон Котяков в августе этого года (по информации ТАСС).

«За этот период в центрах занятости зарегистрировались более чем 2,5 млн человек дополнительно», – заявил Котяков. По его словам, общее число зарегистрированных безработных возросло с 727 тыс. до 3,6 млн человек (ист: rbc.ru).

В такой ситуации, выкуп у населения вторсырья – это значимый социальный проект. Он даст возможность малообеспеченным семьям (в России 20 млн бедняков) снизить затраты на продукты за счет возврата стоимости упаковки и частично компенсировать налог на вывоз мусора, кроме того, это будет работать на изменение массового сознания населения в пользу цивилизованного обращения с бытовыми отходами.

Мелкие сети по выкупу вторичного сырья у населения существуют в некоторых городах уже сейчас. Их услугами пользуется только небольшое количество граждан, как правило без определенного места жительства и безработные мигранты. Это капля в море.

Мало кто будет спорить с тем, что возмещение части стоимости одноразовой упаковки товара – это право потребителя (как упоминалось выше, потребитель дважды внес свою лепту в дело по утилизации отходов). Реализацию этого права должна обеспечить власть путем организации сети по закупке у населения вторичного сырья. Для этого необходимо внести соответствующие дополнения в Федеральных проект комплексного обращения с ТКО и законодательные акты.

То, что Россия утопает в бытовом мусоре, не означает, что россияне –  дикари, это означает, что власть не в состоянии организовать взаимовыгодный процесс сбора вторичного сырья. И не надо упрекать россиян в свинском обращении с ТКО, просто у них не было опыта безотходного потребления.

Государство, как обычно, хочет без дополнительных затрат воспользовавшись волонтерским движением решить свои задачи. Волонтеры успешно участвуют в движении «Вода России», но эксплуатировать энтузиазм людей и гражданское сознание бесконечно невозможно. Это не даст масштабных результатов.

Я постоянно слышу возражения от чиновников разных уровней, что организация процесса закупки вторсырья у населения – это нерентабельно. На это можно возразить лишь то, что в любом государстве есть проблемы, решение которых изначально убыточно, но целесообразно и необходимо: оборона, здравоохранение, наука, образование, в том числе сбор и переработка мусора.

Утилизация мусора – это вопрос нашего выживания, и он не менее острый, чем, например, борьба с коронавирусом. Наночастицы пластмасс и полимеров уже вошли в пищевую цепочку человека. Их находят в воздухе, почве, воде, клетчатке растений, тканях животных и человека. Они становятся одной из причин массовых неизлечимых болезней.

Выгода – понятие относительное, как и все в этом мире.

Во-первых, изменение массового сознания людей в направлении цивилизованного обращения с бытовыми отходами – важнее сиюминутной выгоды. Потомки это оценят.

Во-вторых, дорогостоящую технологическую операцию по сортировке и очистке вторичного сырья будут выполнять сами потребители, а это работа, время и использование их личных ресурсов – все это должно быть оплачено.

В-третьих, склады по хранению чистого, отсортированного вторичного сырья, ни в какое сравнение не идут со зловонными и опасными для жизни мусорными полигонами смешанных отходов.  Они станут хорошим заделом для перерабатывающей отрасли и резервом невозобновляемых природных ресурсов.

Во-четвертых, вопрос рентабельности перерабатывающей отрасли – это вопрос организации бизнес-процесса, о чем свидетельствует мировой опыт. Если в Германии рентабельно, почему в России убыточно? Например, если целенаправленно увеличить в разы стоимость упаковки из полимеров, жести и стекла, тогда их содержание в ТКО значительно уменьшится. У кого поднимется рука выбросить в мусоропровод или зашвырнуть под куст собственные “деньги”?

В материальном плане люди не пострадают, при условии, что будет налажена действенная система закупки вторсырья у населения. Ведь деньги, уплаченные за упаковку, вернутся обратно к потребителю. Упаковка будет являться как бы залогом, который вернется в кошелек потребителя через какое-то время, если лень не одолеет.

Кто кому заплатит

В соответствии со Статьей 24.6. ФЗ-89 «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации». Расплывчатое слово «обработка» подразумевает сортировку, мытье, сушку, дезинфекцию? Хотелось бы надеяться, что это так.

Региональный оператор существует за счет собираемого с населения и предприятий налога за «Обращение с ТКО».

Региональному оператору по закону принадлежат все собранные им отходы, он отвечает за их обращение. На самом деле он только собирает и отвозит мусор либо на полигон, либо на мусоросжигание, в лучшем случае – на мусоросортировочные предприятия. Ему безразлично что именно он везет: отсортированный или неотсортированный мусор. Его выручка зависит от объема перевозки, а не от качества вторичного сырья. При таких условиях региональный оператор не заинтересован в сортировке ТБО.

Если бы в зоне ответственности региональных операторов находились мусоросортировочные и мусороперерабатывающие предприятия, ситуация была бы качественно другой. Логика подсказывает – рентабельной может быть только единая технологическая цепочка: организация массового раздельного сбора, вывоз, дополнительная сортировка недосортированных ТКО, переработка. При наличии независимых промежуточных игроков рентабельность сводится к нулю.

Сейчас самое тонкое и дорогостоящее звено в этой цепи мусоросортировочные предприятия. Местные администрации обязывают строить их за счет местных бюджетов или частных инвестиций. Но у них нет денег, и они вынуждены повышать налоговые сборы с населения, в том числе тариф за вывоз мусора.

Работа у конвейера на сортировке смешанного мусора, хоть и хорошо оплачивается, престижной, по понятным причинам, не является.

Работа у конвейера на сортировке смешанного мусора, хоть и хорошо оплачивается, привлекательной, по понятным причинам, не является
Работа у конвейера на сортировке смешанного мусора, хоть и хорошо оплачивается, привлекательной, по понятным причинам, не является

Мусоросортировочное предприятие – это малорентабельное производство. Если такое предприятие целиком закупается за рубежом, оно оснащено дорогостоящим современным оборудованием (средняя стоимость 2 млн евро), качество конечного продукта хорошее, но он слишком дорогой.

Отечественные мусоросортировочные предприятия, оснащенные простейшим оборудованием, стоят в районе 6 млн рублей. Они выпускает недосортированный, продукт, испорченный водой, грязью, плесенью, малопригодный для дальнейшей переработки. Его, скрипя зубами, неохотно принимают перерабатывающие предприятия из-за своей недогруженности.

Мусоросортировочные предприятия – это ключевое звено в перерабатывающей цепочке, но звено ненадежное.

Если региональному оператору вменят в обязанность взять под свое крыло мусоросортировочные предприятия, они будут вынуждены создавать сети по закупке у населения чистенького, отсортированного вторсырья, которое, минуя несколько технологических операций, можно сразу отправлять на переработку и получать высококачественное вторичное сырье. Соотношение затраты – прибыль будет в пользу прибыли. При этом и население будет охотнее платить налог на вывоз мусора, если у него появится возможность возместить часть его путем продажи вторсырья. Среди региональных операторов есть люди небедные, умеющие считать и делать деньги из мусора.

По итогам 2018 года, по оценке Росприроднадзора, в список мусорного рынка возглавляют такие компании (региональные операторы), как “Вива-Транс”, “Хартия”, “МКМ-Логистика”, Автопарк №1 Спецтранс, “Эколайн”.  В таблице приведены данные о доходах этих и других региональных операторов. К слову сказать, собственниками некоторых из этих компаний являются члены семей крупных банкиров и бизнесменов, а такие люди в убыточных проектах не участвуют.

в топ игроков мусорного рынка входят такие компании (региональные операторы), как "Вива-Транс", “Хартия”, "МКМ-Логистика", Автопарк №1 Спецтранс, “Эколайн”.  В таблице приведены данные о доходах этих и других региональных операторов. К слову сказать, собственниками некоторых из этих компаний являются члены семей крупных банкиров и бизнесменов, а такие люди в убыточных проектах не участвуют.

Какова цена вопроса?

Хорошая цена. На Бирже Твердых Бытовых Отходов (btbo.ru), на других сырьевых площадках (TradeDir.ru, flagma.ru) цена на переработанное вторичное сырье очень даже неплохая. Для примера, цена на полипропилен вторичный гранулированный составляет от 60 до 80 рублей за один килограмм. Ежегодно в России накапливается 70 млн тонн мусора, пластмассы в этом потоке почти половина. Так что считайте сами, потенциальную прибыль от утилизации пластмасс. К тому же переработка вторичного сырья – это вечный бизнес.

В предлагаемой схеме повсеместной закупки вторсырья у населения, если это не единая технологическая цепь, есть один опасный противник – монополизм. Не только региональный оператор, но и другие участники рынка должны иметь возможность создавать и обслуживать сети по закупке вторсырья у населения. Ими могли бы стать торговые организации, сами перерабатывающие предприятия, администрации населенных пунктов, частный бизнес. От дополнительного дохода никто не откажется. А уж население будет само выбирать с кем иметь дело.

«Китам» мусорного бизнеса хотелось бы, чтобы сознательные граждане бесплатно собирали и сортировали вторсырье, а потом еще и платили за его вывоз. Но это уже не советские граждане, а воспитанное рынком население, и оно не будет бесплатно что-либо делать, как ни агитируй. Люди хотят получить свою долю прибыли, хотя бы в виде компенсации за труд по сортировке, хранению и очистке вторсырья. Это нормальные, взаимовыгодные отношения, существующие во всех цивилизованных странах. И там, где этот принцип действует, утилизация ТКО достигает от 60 до 80% общей массы отходов.

Кто бы ни инвестировал в организацию сетей массовой закупки у населения чистого отсортированного вторичного сырья (торговые сети, региональный оператор, городские или сельские власти, частный бизнес) на выходе он получит высококачественный продукт, который можно выгодно продать на растущем рынке сырья, в том числе за рубеж (прости, Господи, за валюту). В век растущего дефицита природных ресурсов расходы обернутся чистой прибылью. Надо только преодолеть психологический барьер жадности и допустить граждан страны до участия в бизнесе по переработке вторичного сырья путем его сбора, сортировки, продажи.

И, напоследок, уж совсем «крамольная» мысль. Самая эффективная форма организации процесса повсеместной очистки страны от мусора – это создание Всероссийского открытого акционерного общества по обращению с отходами с возможностью участия в нем всех граждан страны. Тогда появятся и деньги, и энтузиазм граждан, причем без агитации и пропаганды.

Спешу напомнить, что в марте 2019 года Европарламент принял ряд законов, которые должны ускорить переход стран ЕС к «циклической зеленой экономике». Главная идея в том, чтобы создать такую экономическую систему, при которой формируется своеобразный кругооборот ресурсов, направленный на предотвращение появления мусора. В ближайшее время мусорные свалки в странах ЕС будут законодательно запрещены и ликвидированы, не только как данность, но и как понятие.

Что же мы-то не догоняем?

P.S. Прошу читателей проголосовать на change.org  (кнопка внизу “Проголосовать”) за вышеперечисленные предложения с тем, чтобы:

1) иметь основания для обращения к руководителям администраций и депутатам законодательных собраний различных уровней, с требованием дополнить ныне проводимую мусорную реформу Положением об организации системы закупки вторичного сырья у населения и соответствующими законодательными актами;

2) иметь представление, какое количество граждан пожелало бы стать участниками сырьевого бизнеса и получать постоянную прибыль не из “скважины”, а из собственной мусорной корзины.

3) понять, сколько людей хотят сократить свои расходы на мусорный налог и сэкономить на упаковке.

aviso | рекламный сервис