МЭФ-2024: «Как развивать спрос российской продукции?»
В среду, 3 апреля, в рамках Московского экономического форума собрались предприниматели, промышленники, ученые и обсудили меры, которые позволят России выиграть конкуренцию на мировом рынке, подняли вопросы стимулирования производства и увеличения спроса на российские товары.
Сессию модерировал журналист, режиссер и создатель интернет-ресурса «Главред Борисенко» Дмитрий Борисенко. Докладчиками выступили сооснователь, председатель совета директоров интерьерной компании Mr.Doors Максим Валецкий, президент Агропродовольственного фонда «Своё», автор проекта «Своя еда» Андрей Даниленко, генеральный директор Института проблем энергетики Булат Нигматулин, президент компании Zenden Group Андрей Павлов, заместитель директора Ассоциации «Росспецмаш» Вячеслав Пронин, генеральный директор АО «Истринская сыроварня», председатель совета ассоциации «Народный фермер» Олег Сирота.
Первым выступающим в рамках сессии стал президент компании Zenden Group Андрей Павлов. По его мнению, чтобы увеличить спрос на российские товары необходимо в первую очередь создать условия для наращивания производства продукции в стране. В качестве примера он привел рынок обуви, где приблизительно 80% – это импорт, а в пятерке любимых брендов россиян – западные компании (Nike, Adidas, Reebok, Ecco), с которыми тяжело бороться.
Также по его оценке, узнаваемость иностранных марок гораздо выше российских (37% у Nike против 4,2% у Zenden). Как отметил Андрей Павлов, данная тенденция наблюдается в том числе из-за полного отсутствия защиты собственного рынка – в настоящий момент около 85% всей обуви в стране – это контрафакт. Он также подчеркнул, что для развития отечественного производства необходимо правильное налоговое законодательство. Так, в качестве примера был приведен Китай, где в 2019 году НДС был снижен с 16% до 13%, в то время как в России – поднят с 18% до 20%, что не могло не ударить по производителям товаров народного потребления. Реальный рост ВВП также заметен в Таджикистане и Узбекистане, где НДС составляет 12%. В текущий период в российском среднем бизнесе числится около 18 000 компаний, хотя ранее данный показатель составлял 20 000. Несмотря на то, что в реальности наблюдается провал в экономике, цифры нацпроекта по МСП были достигнуты за счет огромного числа самозанятых, которые не в состоянии организовать действующего промышленного производства. Кроме того, за 10 лет был создан второй сектор торговли – e-commerce, который вымыл около 7-8 млн кадров из сферы производства. По мнению эксперта, в России сегодня реализуется преступная экономическая политика, налоговая система работает на деградацию и примитивизацию экономики. «Если мы хотим нарастить отечественное производство, то необходимо создавать равные условия ведения бизнеса в стране и приводить налоговую политику к единой системе координат», – сказал Павлов.
Далее доклад представил сооснователь, председатель совета директоров интерьерной компании Mr.Doors Максим Валецкий. По его мнению, выход на внешние рынки – это «святой грааль» отечественного мышления, который сегодня не нужен. «Россия – гигантская страна, где проживает 140 млн граждан с растущими реальными доходами.
Компания Mr.Doors не успевает производить товары на продажу, потому что сегодня не хватает людей, нет кадров – и бороться надо в первую очередь за свой рынок и своего потребителя», – считает Максим Валецкий. Он также рассказал, что западные корпорации тратили огромные бюджеты на маркетинг, и сегодня из-за ухода иностранцев люди начали обращать внимание на отечественное производство. При этом промышленник считает, что выходить за рубеж компаниям можно только тогда, когда они насытили свой рынок и когда есть, с кем выходить – для чего нужны квалифицированные кадры. Эксперт заметил, что сегодня в России полностью развалена система среднего профессионального образования, поэтому производствам приходится идти по пути автоматизации, иначе через 3-4 года на фабриках просто некому будет работать.
Другой взгляд на решении проблем экспорта представил генеральный директор АО «Истринская сыроварня», председатель совета ассоциации «Народный фермер» Олег Сирота. По его оценке, еще в 2014 году государство резко развернулось в сторону сельхозпроизводителя – родилась отрасль сыроварения, начало развиваться молочное скотоводство. Только производство молока за эти годы выросло на 30%. Вместе с ростом доходов населения увеличилось внутреннее потребление. Например, по колбасе данный показатель составил 7%, по сырам – 12%. В настоящий момент по мясу открывается китайский рынок, что дает перспективы для сбыта свинины и курицы.
При этом в отношении экспорта сохраняются серьезные инфраструктурные проблемы. К примеру, вывезти зерно и сою из Сибири и Дальнего Востока в настоящий момент крайне тяжело – влияет низкая пропускная способность железнодорожного транспорта. Вот почему, по мнению эксперта, нелишним будет задуматься о реализации смелых проектов – таких как строительство автобанов из Алтая в Казахстан и Китай. Также Олег Сирота отметил, что России сейчас нужны консолидированные усилия по продвижению продукции на внешних рынках – инициативу необходимо продвигать с государственным участием, доупаковывать.
Затем слово взял президент Агропродовольственного фонда «Своё», автор проекта «Своя еда» Андрей Даниленко. По его мнению, агропродовольственный сектор – это правильный пример того, как государство должно развивать экономику.
Так, в 2006 году была принята программа государственного развития сельского хозяйства, в которой было прописано три ключевых условия для стимулирования АПК – налоговые льготы (отсутствие налога на прибыль, максимальные налоговые послабления), кредиты (субсидирование, низкая ставка) и защита сельхозпроизводителей на региональном уровне. Эти факторы во многом обеспечили успех развития отрасли. Если раньше мы импортировали огромное количество свинины, куры, то сегодня сами производим продукцию, не уступающую мировой по качеству. В отношении производства продуктов питания у нас также улучшились природно-климатические условия, мы вторые в мире по запасам воды. Для России сегодня абсолютно нормальное явление – лучшую продукцию оставлять у себя, а избыток отправлять в другие страны. Однако развитие экспорта требует решения многих задач. Во-первых – насыщения собственного рынка. Во-вторых, государственной программы по стимулированию спроса на российскую продукцию за рубежом. «Власти уже занимаются данным вопросом – проводится огромное количество выставок, открыты торгпредставительства в разных странах. При этом ссылаться на низкие цены на российское зерно или мясо – не аргумент для современного рынка. Необходимо в обязательном порядке выстроить узнаваемость бренда у потребителя, сформировать положительное отношение к продукции», – отметил эксперт. Кроме того, в России сохраняется проблема с кадрами, и сегодня без серьезной системы автоматизации и модернизации различных процессов не обойтись – уверен Андрей Даниленко. Он также предложил обратить внимание на систему среднего образования – дать педагогам нормальную зарплату и привлечь в отрасль квалифицированных специалистов. В заключение Андрей Даниленко добавил, что в настоящий момент население мира растет – уровень их жизни увеличивается, из-за чего повышается спрос на продовольствие. При этом Россия является самым неосвоенным аграрным активом в мире с точки зрения производственного потенциала.
Выступление в рамках сессии продолжил заместитель директора Ассоциации «Росспецмаш» Вячеслав Пронин. По мнению эксперта, сегодня, если потребитель инвестиционных товаров (станков, сельхоз- или дорожной техники) – это компании с госучастием, или если в проекте есть определенная доля бюджетных денег, то любая инициатива должна реализовываться за счет товаров, произведенных в Российской Федерации.
В случае приобретения импортного оборудования – требоваться система жестких доказательств необходимости данной закупки. При реализации подобного подхода, по оценке Ассоциации, спрос на отечественную продукцию вырастет на 30%. Сюда же относится развитие экспорта. «Не должно быть прецедентов, чтобы, к примеру, крупнейший экспортер технологий «Росатом» реализовывал свои проекты за счет импортной техники или материалов», – сказал Пронин. В настоящий момент в России существуют все условия для наращивания объемов производства: есть и компетенции, и технологии. Кроме того, наличие заметных показателей экспорта до 2022 года подтверждает конкурентоспособность российского инвестиционного машиностроения. Сейчас тестируемые российские фрезеровальные станки, асфальтоукладчики представляют достойный аналог наших восточных и западных конкурентов, но стоят при этом на 15 млн рублей меньше. В отношении комбайнов – многие сегодня выбирают «Ростсельмаш», который дешевле импортных машин на 40 млн рублей. Как отметил Вячеслав Пронин, для повышения спроса со стороны частного покупателя также необходимо использовать стимулирующие меры государственной поддержки – обеспечивать льготный лизинг и предоставлять скидки.
Последним выступающим был генеральный директор Института проблем энергетики Булат Нигматулин. Он заметил, что сегодня мы наблюдаем завышенную цену на мясо за счет высокой стоимости компонентов производства. Производители продукции стремятся на экспортный рынок, потому что там выше уровень жизни, и у населения больше возможностей для приобретения товаров.
По оценке эксперта, у нас сильнейшее в мире расслоение доходов населения. Так, по соотношению с ВВП в России больше всех долларовых миллиардеров – их в два раза больше, чем в Америке, и в 2,5 раза больше, чем в Китае. К среднему классу в стране можно отнести только 18-20%, еще 70-75% – к бедным, 10-12% – к нищим. Богатых регионов в России всего треть, а в США и ЕС – под 80%, даже в Казахстане этот показатель составляет 65%.
При этом Москва и нефтегазовые регионы живут лучше Штатов. «Из 150 трлн рублей, которые составляют ВВП России – 30 трлн относятся к импорту, от которого мы не защищаем свой рынок. Данный объем необходимо закрыть с помощью МСП в ближайшие пять лет – на что каждый год будет требоваться по 2 трлн инвестиций», – отметил ученый. По мнению Булата Нигматулина, сейчас необходимо изучить всю номенклатуру по импорту – взять простые категории товаров (одежду, обувь, продукты питания) и заполнить рынок в соответствии со спросом. Причем потребительский спрос должен в обязательном порядке опережать рост оплаты труда – только тогда данная политика сработает и будет успешна.
Скачать 30 фотографий секции «Как развивать спрос российской продукции?» можно по этой ссылке или с моих страниц В Контакте или Дзен