31 просмотров
Артем Соловейчик: «Мы должны остановить безумное преследование ростков свободы в образовании»

Артем Соловейчик: «Мы должны остановить безумное преследование ростков свободы в образовании».Часть вторая.

– Почему у движения именно такое название?

– Название «Школа – наше дело» не случайное. Очень часто в ответ на запросы родителей или педагогов ведомственные чиновники прямо или косвенно отвечают: – Это не ваше дело. Мы устали от такого отношения. Мы объединяемся для конструктивного диалога всех участников образовательного процесса во имя интересов наших детей, учителей, школы в целом, оказавшихся заложниками фактической монополизации власти в образовании одной корпорацией.

Мы должны ясно и прямо заявить о том, что образовательная политика, построенная тотально на контроле и надзоре – неприемлема, что ключевым принципом любых образовательных стандартов являются условия для образования, а не требования к ребенку и учителю, что многообразие, вариативность, свобода учителя – ключевые гарантии для того, чтобы дети росли свободными и счастливыми.

Нашу стратегическую цель я бы сформулировал так: обеспечить высококачественное образование наших детей на основе нашего – гражданского – заказа. Один из способов достижения этой цели – влияние на систему управления образованием через надежную, а не опять же «удобную», обратную связь.

Важно, чтобы голос родителей и учителей был услышан и принят государством. Государство ставит перед образованием высокие цели и ориентирует школы на высокие рейтинги, основанные в том числе на результатах ОГЭ и ЕГЭ. Но представители власти давно не задавались вопросом, насколько нужна самим детям такая система, ориентированная на показатели, за которыми как раз детей-то уже и не видно. В большинстве случаев дети исчезают за цифрами в безразмерных учебных комплексах. Качественное гуманное управление гигантскими школами по силам лишь совсем уникальным директорам с огромным педагогическим опытом. Таких – по пальцам пересчитать.

Мы, родители и педагоги, хотим, чтобы с нами разговаривали на понятном всем языке, чтобы бережно относились к каждой школе, каждому педагогическому коллективу, каждому учителю и абсолютно к каждому ребенку. То, что создается годами кропотливым трудом наших педагогов, легко разрушить и очень трудно потом восстановить. Мы будем добиваться реального участия всех участников образовательного сообщества в выборе кандидатуры при назначении руководителя школы и, что не менее важно, его полной подотчетности не только перед учредителем, но и перед педколлективом и родительской общественностью.

В ближайшей перспективе мы планируем:

– сбор достоверной информации о качестве образования в школах, дошкольных учреждениях, организациях дополнительного образования и организациях средней профессиональной подготовки.

– сбор достоверной информации об условиях осуществления образовательной деятельности и соблюдения существующих норм и правил, действующего законодательства.

– проведение независимой экспертно-правовой оценки ситуаций в учреждениях образования.

– юридическую и экспертную поддержку родительской и учительской позиции в целях защиты интересов детей и педагогов.

Мы должны твердо заявить о своей поддержке школам со сложившимся укладом, ценность которого разделяют педагоги и родители, взять под защиту новаторство, остановить безумное преследование ростков свободы в образовании.

– Как вы оцениваете полномочия своей организации?

– Создавая движение, мы, родители и учителя, убираем посредников в разговоре с образовательной властью всех уровней. Да, благодаря объединению мы сможем в том числе посылать запросы и на имя министра просвещения Сергея Кравцова, и в адрес региональных министерств, и ожидать в ответ конструктивных действий, выхода на диалог, а не отписок, которые мы научились распознавать за канцеляритом и даже за красивыми словами.

Появляется институт, куда может обратиться любой учитель и родитель и найти понимание. Мы создаем институт прямого обращения к власти. Многие существующие общественные и профсоюзные объединения дискредитировали себя слабовольностью или даже смычкой с чиновниками. В новом Движении речь идет не о просьбах, а о требованиях. Речь идет о главном требовании – понимать детство как особую зону действия человеческих, а не античеловеческих законов, которыми грешит взрослый мир.

Я верю, мы многого добьемся, если заявим о единстве родителей, педагогов, разумных администраторов, ученых и экспертов, журналистов и общественных деятелей, для которых воспитание детей с чувством собственного достоинства – главный мотив для объединения.

P.S. Сейчас создан Координационный совет для подготовки манифеста и программы движения «Школа – наше дело».

В Фейсбуке по хэштегу #школанашедело можно найти группу «Школа – наше дело» и ее публикации. Аналогичные аккаунты в ближайшее время появятся в Инстаграме и других соцсетях. Со всеми вопросами по присоединению к движению, а также по общественной, экспертной и юридической поддержке по конкретным проблемам вашей школы можно обратиться в эту группу или на почтовый адрес info@nashedelo.ru

В октябре-ноябре текущего года планируется провести Всероссийский съезд движения «Школа – наше дело».

Беседовала Ольга Дашковская

Первая часть беседы

Оригинал