В ходе дискуссии обсуждались вопросы культурной стратегии, ее связь с
историческими процессами, культурный рынок и место России в мировом
культурном контексте.
I и II пленарных заседаний состоянием российской культуры. В связи с этим,
в текущей сессии модератор предложил экспертам, как практикам в области искусства, поделиться своим опытом и сделать предложения касательно того, какие шаги можно предпринять для развития культуры России.

бизнеса рассказала, в 80-х, вышла
замуж за француза и уехала во Францию, а уже в 1997 году вместе с ним вернулась в Россию. «Только уехав из России, я поняла, что из себя представляет моя страна. К своему стыду, Родину я начала любить только после переезда. Каждый раз я училась у французов, я была просто шокирована тем, что они покупают только свое, отечественное. А у нас все с точностью до
наоборот!» – отметила Маньенан. Оксана Конышева, руководитель программы «Территория культуры Росатома» рассказала, что в некоторых закрытых атомных городах с населением порядка 60 тысяч человек есть даже по два театра, они полностью обеспечены инфраструктурой и культурой, гастролями артистов и творческими проектами. Таким образом Росатом заботится о людях, которые живут здесь», – поделилась Оксана. Никита Лукинский, графический дизайнер, автор телеграм-канала «Унежить душу», куратор и оформитель выставок парка «Зарядье» рассказал как он организовал выставки в московском парке «Зарядье» и в «Гостином дворе», где были проведены выставки дизайнеров, вдохновленных русским культурным кодом. Таким образом, «круг единомышленников», объединившихся посредством блога по общим интересам, смог вывести современный российский дизайн на новый уровень. Екатерина Торубарова, начальник Управления общественной
дипломатии Федерального агентства по делам Содружества Независимых
Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по
международному гуманитарному сотрудничеству объяснила как в 150 странах мира транслируются российские культурные и гуманитарные ценности. Александр Курников, девелопер знаковых объектов недвижимости, в процессе дискуссии выделил главную формулу успешной культурной стратегии.
По словам эксперта, первый успехообразующий элемент это гений, или
человек с «божьей искрой». Второй элемент – цель. И последний –
государство. Именно на этих фундаментах строится «успешный культурный
кейс». Настасья Хрущева, пианистка, композитор и музыковед рассказала о русском музыкальном логосе в понимании музыкального высказывания в его абсолюте. Пианистка выделила и основные атрибуты данного явления.
«Первый атрибут логоса – предельность. Русский музыкальный логос
существует в поэтике предельного, в поэтике крайних состояний. Русская
музыкальная мысль стремится к пределу как верхнему, так и нижнему, часто
выход в предел выражается через танец,
Второй атрибут логоса – безумие. К безумию происходит не нисхождение, а
именно восхождение. Русскую музыку от западной отличает только
безумие», – сообщила Настасья.
К третьему атрибуту, по мнению спикера, относится не обустроенность,
представляющая собой «неправильность», дилетантизм и ошибочность как
прием, символизирующий неприкаянность и метущийся дух. Так, одним из
ярких примеров не обустроенности в музыке можно назвать произведения
Мусоргского, который использовал откровенно слабую оркестровку и
неправильную гармонию, из-за чего его не понимали современники.
«Четвертый атрибут – направленность к трансценденции. Она принципиально
недостижима. Как несостоятельность мысли, ума и состояние хаоса. Пятый пункт – поэтика сна. Русский музыкальный логос черпает силы во сне. И
последний атрибут — сентиментальность», – отметила композитор.
По словам Настасьи, русский музыкальный логос использует сентиментальность как прикрытие бездны, открывающейся за ней.