выставка Искусство лиможских эмалей Натальи Карповичвыставка Искусство лиможских эмалей Натальи Карпович

В галерее частных коллекций «Центр искусств Москва» (Волхонка, 15, нулевой этаж Храма Христа Спасителя) открылась выставка «Искусство лиможских эмалей». В экспозиции впервые представлены 33 предмета лиможских эмалей из частной коллекции. Выставка будет работать до ноября этого года.

Посетите эту выставку, чтобы увидеть уникальные экспонаты, относящиеся к XIV веку. Например, триптих, посвященный реальному историческому событию 1286 года: поклонению английского короля Эдуарда французскому королю Филиппу. Аналогов подобному произведению нет ни в одном собрании даже крупнейших музеев.

Центральным экспонатом коллекции является  уникальный, резной табернакль XVII века (подставка под католическую икону) с эмалевыми вставками и священным камнем католиков лазуритом.

Украшением экспозиции являются портреты XVII века, изображающие Генриха II и Екатерину Медичи, особой редкостью которых являются сохранившиеся старинные рамы с эмалевыми украшениями. На выставке представлены изделия периода от XIV до начала XX веков, которыми не может похвастаться даже главный музей в Лиможе.

Представленные эмали вызывают восхищение еще и потому, что сложные эмальерные техники перегородчатая эмаль и гризайль, выполняются только вручную. Для её создания мастер должен выполнить кропотливый и очень сложный технологический процесс: на тонкой металлической пластине из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски, толщина которых не превышает одного миллиметра. Полоски создают ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг. Каждый цвет на изделии соответствует отдельному слою эмали. При этом мастер должен жестко выдерживать температуру обжига от 500 до 700 градусов, в зависимости от цвета эмали. На некоторых экспонатах количество слоев эмали достигает 8, 11 до 16 – это высочайший уровень. Малейшая неточность ведет к потере всего изделия. Технология изготовления эмали гризайль не менее сложная.

Зная это, не перестаешь удивляться и восхищаться тонкостью и красочностью представленных картин, особенно, если знать, что это изделия эпохи средних веков.  Вглядываясь в мельчайшие детали, представленных икон и картин понимаешь, каких высот художественного творчества и технологий достигли тогда мастера.  К сожалению, их секреты утрачены, повторить это невозможно.

Художественные произведения, выполненные в технике эмали, могут сохраняться в первозданном виде на протяжении нескольких столетий, в отличие от картин, написанных  красками. Можно сказать, что они вечные! Поэтому многие мастера изготавливали копии картин великих художников Рафаэля, Боттичелли, Да Винчи в эмали в технике полихромной росписи, состоящей порой из 16 слоев.

Как рассказала владелец представленной коллекции Наталья Карпович, она видит свою миссию в том, чтобы сохранить образцы высочайшего искусства эмалей для потомков, котором предстоит жить в технократической эпохе, в которой будет преобладать эстетика упрощения и примитивизма.

Наталья Карпович – человек удивительной судьбы и широчайшего спектра увлечений. Она – неоднократный призёр и победитель чемпионатов мира и Европы (14 медалей российского и международного уровня) по боксу и биатлону, мастер спорта по лыжным гонкам, президент Фонда развития женского бокса, депутат Государственной думы V созыва, первый заместитель председателя Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей фракции Единая Россия, мама семерых детей, автор трех книг, руководитель Региональной общественной организации «Объединение многодетных семей города Москвы» и президент Благотворительного Фонда «Защита Детства».

Наталья имеет три высших образования в области педагогики, юриспруденции и госуправления. В настоящее время она получает четвертое высшее – в области искусствоведения.

Наталья – увлеченный коллекционер из семьи коллекционеров, любителей живописи. Уроженка Санкт-Петербурга, она росла в окружении шедевров живописи и архитектуры, формировавших художественный вкус.

А вот увлеченность эмалями пришла уже в зрелом возрасте. На сегодняшний день в ее частной коллекции – около 1300 изделий из эмали. «А начиналась коллекция с маленькой, семейной иконы Божией Матери середины XIX века и с украшений прабабушек, перекликающихся с французскими работами и русской финифтью», – рассказала Наталья Карпович. “Собрать коллекцию эмалей разных техник и периодов времени с тем, чтобы создать не просто музей эмалей в Москве, а школу ремесла, чтобы передать это искусство следующим поколениям”, – такую цель преследует коллекционер и общественный деятель Наталья Карпович.

Посетить выставку эмалей Натальи Карпович стоит еще и потому, что она расположена в одном из залов галереи частных коллекций «Центр искусств Москва». Здесь можно увидеть разностороннюю подборку экспонатов, от икон до импрессионистов. Есть зал Айвазовского, Шульце многих других замечательных художников. В уютных, великолепно освещенных залах галереи можно познакомиться с творчеством прекрасных художников, картин которых нет в центральных музеях. Экспонаты галереи обновляются каждые 2-3 месяца. В галерее проводятся лекции и другие мероприятия.

В галерее предусмотрено бесплатное посещение для пенсионеров в первый и последний вторник месяца. Для входа достаточно предъявить карточку москвича или пенсионное удостоверение, и… – наслаждайтесь гармонией настоящего искусства!

Скачать около 30 фотографий можно по этой ссылке или с моих страниц ВКонтакте или Дзене.

About Author