Абсолютным прорывом стала IV Международная автомобильная выставка, устроенная в мае 1913 года в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге и входившая в список мероприятий, посвященных празднованию 300-летия дома Романовых. Всего экспонировалось более трехсот автомобилей: роскошные машины марок «Роллс-Ройс» и «Делоне-Бельвиль», доступные «Форды», грузовики, омнибусы, пожарные, военные и санитарные машины. Вместе с именитыми зарубежными марками были представлены и отечественные производители машин, кузовов, деталей, шин и всего, что только может сопутствовать автомобилю. Павильон 54 музея превращен в зал IV Международной автомобильной выставки. В исторических интерьерах представлены уникальные экспонаты из коллекции Политехнического музея, находившиеся в запасниках и впервые собранные вместе. Электромобиль Columbia Victoria Phaeton 1901 года выпуска из Политехнического музея императрице Марии Федоровне (матери Николая II). Императрице Марии «Коламбию» подарила ее сестра, британская королева Александра — супруга британского короля Эдуарда VII, она пользовалась почти таким же электромобилем. Чаще всего пользовался (управлял) электромобилем младший сын Марии Федоровны — великий князь Михаил Александрович, о чём свидетельствуют архивные фотографии. До 1927 года электромобиль валялся на Гатчинском складе, потом был передан в фонды Политехнического музея, и только в 2008 году был отреставрирован. Моду на автомобили в то время задавали французы. Россия не отставала. К началу XX века в стране было более 12 тысяч машин. Самая богатая коллекция была, конечно, у императора. Развивался и свой автопром. Гордость выставки — отечественный «Руссо-Балт» — единственный сохранившийся легковой автомобиль этой марки в мире. Среди других редкостей —– уникальные британский сайкл-кар «Эй-Си» и французский «Бэй-Би». Диковинные транспортные средства представлены трехколесным немецким «Феномобилем», а также французским «Де Дион-Бутон», в котором пассажиры сидят перед водителем и лицом к нему. Британский электромобиль «Сити энд Сабурбан» был изготовлен для российской императрицы Марии Федоровны. Уникальный экспонат — автомобиль «Руссо-Балт», сделанный в Российской империи в 1910–1911 годах. Даже по тем временам не самая мощная машина — всего 20 лошадиных сил. Из особенностей — руль справа, так как в начале ХХ века единого стандарта не было, каждый производитель выбирал сам. Всего на заводе в Риге было выпущено около 150 машин, а сохранился лишь один экземпляр. Культура вождения в начале ХХ века сильно отличалась от современной. Например, ремни безопасности тогда считались чем-то лишним. Чтобы пассажиры не скользили по салону, его обивали кожей с ноги страуса, которая имела бородавчатую поверхность. Бородавочки исполняли роль тормоза, чтобы пассажир не мог вылететь из кресла. Масштабная историческая реконструкция задумана как атмосферное событие, призванное перенести современника в 1913 год. Шоу дополняют цветочные гирлянды, рекламные афиши, сеансы кинематографа и стенды с интересной познавательной информацией. Зрителям будет представлена диорама в масштабе 1:43, посвященная посещению выставки императором Николаем II. На выставке присутствовали и рассказали о представленных экспонатов: Илья Сорокин — куратор выставки, директор по музейно-выставочной работе Музея Гаража особого назначения,
Максим Карташев — старший научный сотрудник Политехнического музея,
Константин Шляхтинский — историк, журналист, автор книг, эксперт по дореволюционному автопрому,
Александр Хлупнов — ветеран ретродвижения СССР, владелец автомобиля Пежо-Бебе, одного из центральных экспонатов выставки,
Евгений Певзнер — историк, журналист, эксперт по дореволюционному мотопрому. 48 фотографий можно скачать по этой ссылке или с моей страницы «В Контакте»