Мы продолжаем цикл публикаций, в которых будем более детально рассказывать об основных аспектах программы uSpace Анатолия Юницкого, а также рассмотрим ближайшие перспективы их практического применения.
Одним из важных элементов программы является создание глобальной наземной коммуникационной инфраструктуры – экваториального линейного города (ЭЛГ), который может стать принципиально новым видом организации городского пространства будущего.
Во втором выпуске нашей новой рубрики мы подробно расскажем о линейном городе как альтернативе существующим принципам организации городского жилого пространства. Отметим, что разработка концепции линейных городов осуществлялась Анатолием Юницким при поддержке ООН, выдавшей автору струнного транспорта 2 гранта в 1998 и 2002 году.
Немного теории
Одной из основных причин формирования городов является потребность человека в доступе к необходимой инфраструктуре: местам проживания и работы, медицинским и учебным учреждениям, объектам торговли и развлечений и многому другому. Эффективный доступ к таким объектам подразумевает существование действующих транспортных артерий. Именно транспорт определяет структуру городской среды, выступая в качестве своеобразного инфраструктурного каркаса.
Благодаря транспорту человек получил быстрый доступ к сфере производства и услуг, потребительским товарам, системам образования, оздоровления, культуры, местам массового отдыха и развлечений.
Спустя столетия города и транспортные системы объединяли уже не тысячи, а миллионы жителей. Именно транспортная доступность сформировала города и определила их размеры. Потому появление нового транспорта неизменно влечёт за собой и изменение концепции города.
Стремительная урбанизация уже привела к тому, что по состоянию на 2018 г. 55 % населения Земли проживало в городах, к середине века данный показатель, по оценке исследователей, достигнет 66 %. Вместе с тем темп жизни человека в мегаполисах постоянно ускоряется, а городская инфраструктура испытывает возрастающие количественные и качественные нагрузки. Всё это приводит к устареванию зародившейся тысячелетия тому назад и сильно изменившейся под влиянием промышленной революции концепции классического города, которая перестаёт отвечать вызовам нового времени.
Города выступают в качестве глобальных финансовых, промышленных, политических, культурных и коммуникационных центров. Они обладают огромным производственным, научным, техническим и творческим потенциалом.
Однако с течением времени городская среда превратилась в структуру, характеризующуюся крайней степенью неустойчивости. Связано это с целым рядом проблем: перенаселённостью, перепроизводством, высокой концентрацией отходов, выбросами вредных веществ, отравлением плодородных земель, скоплением транспорта, устаревшей инфраструктурой. Ряд названных и других факторов послужили причиной ухудшения экологии традиционных городов.
В результате жизнь городского жителя не только становится всё менее комфортной, но и оказывается под угрозой. При этом существующий вектор развития современных технологий не позволяет исправить сложившуюся ситуацию.
Исторически развитие современных городов шло от первых компактных пешеходных поселений (размер до 5 км) к возникновению более крупных – сначала с гужевым транспортом (размер города до 20 км), а затем с автомобильным транспортом (размер города до 50 км и более).
Однако с расширением городов время в пути из-за снижения средней скорости движения начало достигать одного часа и более.
В результате подобные города становятся непривлекательными для проживания, несмотря на другие свои достоинства и преимущества. Современные мегаполисы и городские агломерации формируют масштабные системы с десятками миллионов жителей. При этом чрезмерная концентрация людей и необходимость обеспечения их доступом к основным благам привели к тому, что существующие транспортные коммуникации уже не могут справляться со своей основной задачей. Это выражается в постоянных пробках и транспортных коллапсах, а также в прогрессирующем загрязнении окружающей среды – почвы, воздуха и воды.
Таким образом, можно констатировать, что современный транспорт по целому ряду причин зашёл в тупик, а вместе с ним и концепция традиционного города.
Существующие решения
На этом фоне образовалось несколько подходов к исправлению сложившейся ситуации.
Один из них характеризуется крайне отрицательным отношением к урбанизации и технологическому прогрессу, что выражается в призывах к свёртыванию производств, прекращению роста городов и стабилизации численности населения. Однако такой подход подвергается критике ввиду своей нацеленности на торможение развития человечества, являясь, по сути, тупиковым и реакционным.
“Умный город”
Ещё один подход предлагает решение проблем современных городов с помощью развития технологий. Частным примером такого подхода может послужить набирающая популярность идея создания «умных городов». Данная концепция основывается на ряде технологических достижений, особое место среди которых занимают: беспроводная передача данных, миниатюризация устройств, облачные технологии и формирование Интернета вещей (IoT).
Каким образом город обретает статус умного? Большое количество различных датчиков собирают разнообразную информацию о деятельности людей и предприятий с помощью Интернета вещей. Полученные сведения (big data) обрабатываются алгоритмами и используются для повышения эффективности управления городом, позволяя узнавать о потребностях жителей и производств, проблемных местах городской инфраструктуры, соотношении спроса и предложения городских ресурсов и услуг.
Использование технологии Интернета вещей и потребность в высоких вычислительных мощностях для обработки собираемых больших данных обуславливают участие технологических гигантов в проектах создания «умных городов».
Одной из первых подобных компаний стала IBM, которая в 2006 г. объявила о старте программы Smarter Cities . Ещё один пример связан с деятельностью компании Hewlett-Packard, в 2009 г. начавшей проект Central Nervous System for the Earth (CeNSE) – «Центральная нервная система Земли», предполагающий размещение миллионов нано-сенсоров, которые собирают разнообразные данные (температура, влажность, уровень загрязнения и т. д.) из окружающей среды, в том числе и из городского пространства.