Экваториальный линейный город как альтернатива концепции «умных городов»

 

Мы продолжаем цикл публикаций, в которых будем более детально рассказывать об основных аспектах программы uSpace Анатолия Юницкого, а также рассмотрим ближайшие перспективы их практического применения.

Одним из важных элементов программы является создание глобальной наземной коммуникационной инфраструктуры – экваториального линейного города (ЭЛГ), который может стать принципиально новым видом организации городского пространства будущего.

Во втором выпуске нашей новой рубрики мы подробно расскажем о линейном городе как альтернативе существующим принципам организации городского жилого пространства. Отметим, что разработка концепции линейных городов осуществлялась Анатолием Юницким при поддержке ООН, выдавшей автору струнного транспорта 2 гранта в 1998 и 2002 году.

Немного теории

Одной из основных причин формирования городов является потребность человека в доступе к необходимой инфраструктуре: местам проживания и работы, медицинским и учебным учреждениям, объектам торговли и развлечений и многому другому. Эффективный доступ к таким объектам подразумевает существование действующих транспортных артерий. Именно транспорт определяет структуру городской среды, выступая в качестве своеобразного инфраструктурного каркаса.

Благодаря транспорту человек получил быстрый доступ к сфере производства и услуг, потребительским товарам, системам образования, оздоровления, культуры, местам массового отдыха и развлечений.

Спустя столетия города и транспортные системы объединяли уже не тысячи, а миллионы жителей. Именно транспортная доступность сформировала города и определила их размеры. Потому появление нового транспорта неизменно влечёт за собой и изменение концепции города.

Стремительная урбанизация уже привела к тому, что по состоянию на 2018 г. 55 % населения Земли проживало в городах, к середине века данный показатель, по оценке исследователей, достигнет 66 %. Вместе с тем темп жизни человека в мегаполисах постоянно ускоряется, а городская инфраструктура испытывает возрастающие количественные и качественные нагрузки. Всё это приводит к устареванию зародившейся тысячелетия тому назад и сильно изменившейся под влиянием промышленной революции концепции классического города, которая перестаёт отвечать вызовам нового времени.

Города выступают в качестве глобальных финансовых, промышленных, политических, культурных и коммуникационных центров. Они обладают огромным производственным, научным, техническим и творческим потенциалом.

Однако с течением времени городская среда превратилась в структуру, характеризующуюся крайней степенью неустойчивости. Связано это с целым рядом проблем: перенаселённостью, перепроизводством, высокой концентрацией отходов, выбросами вредных веществ, отравлением плодородных земель, скоплением транспорта, устаревшей инфраструктурой. Ряд названных и других факторов послужили причиной ухудшения экологии традиционных городов.

В результате жизнь городского жителя не только становится всё менее комфортной, но и оказывается под угрозой. При этом существующий вектор развития современных технологий не позволяет исправить сложившуюся ситуацию.

Исторически развитие современных городов шло от первых компактных пешеходных поселений (размер до 5 км) к возникновению более крупных – сначала с гужевым транспортом (размер города до 20 км), а затем с автомобильным транспортом (размер города до 50 км и более).

Однако с расширением городов время в пути из-за снижения средней скорости движения начало достигать одного часа и более.

В результате подобные города становятся непривлекательными для проживания, несмотря на другие свои достоинства и преимущества. Современные мегаполисы и городские агломерации формируют масштабные системы с десятками миллионов жителей. При этом чрезмерная концентрация людей и необходимость обеспечения их доступом к основным благам привели к тому, что существующие транспортные коммуникации уже не могут справляться со своей основной задачей. Это выражается в постоянных пробках и транспортных коллапсах, а также в прогрессирующем загрязнении окружающей среды – почвы, воздуха и воды.

Таким образом, можно констатировать, что современный транспорт по целому ряду причин зашёл в тупик, а вместе с ним и концепция традиционного города.

Существующие решения

На этом фоне образовалось несколько подходов к исправлению сложившейся ситуации.

Один из них характеризуется крайне отрицательным отношением к урбанизации и технологическому прогрессу, что выражается в призывах к свёртыванию производств, прекращению роста городов и стабилизации численности населения. Однако такой подход подвергается критике ввиду своей нацеленности на торможение развития человечества, являясь, по сути, тупиковым и реакционным.

“Умный город”

Ещё один подход предлагает решение проблем современных городов с помощью развития технологий. Частным примером такого подхода может послужить набирающая популярность идея создания «умных городов». Данная концепция основывается на ряде технологических достижений, особое место среди которых занимают: беспроводная передача данных, миниатюризация устройств, облачные технологии и формирование Интернета вещей (IoT).

Каким образом город обретает статус умного? Большое количество различных датчиков собирают разнообразную информацию о деятельности людей и предприятий с помощью Интернета вещей. Полученные сведения (big data) обрабатываются алгоритмами и используются для повышения эффективности управления городом, позволяя узнавать о потребностях жителей и производств, проблемных местах городской инфраструктуры, соотношении спроса и предложения городских ресурсов и услуг.

Использование технологии Интернета вещей и потребность в высоких вычислительных мощностях для обработки собираемых больших данных обуславливают участие технологических гигантов в проектах создания «умных городов».

Одной из первых подобных компаний стала IBM, которая в 2006 г. объявила о старте программы Smarter Cities . Ещё один пример связан с деятельностью компании Hewlett-Packard, в 2009 г. начавшей проект Central Nervous System for the Earth (CeNSE) – «Центральная нервная система Земли», предполагающий размещение миллионов нано-сенсоров, которые собирают разнообразные данные (температура, влажность, уровень загрязнения и т. д.) из окружающей среды, в том числе и из городского пространства.

Вам может понравиться

Следует отметить, что проще всего реализовать «умную концепцию» в городах с более современной инфраструктурой. Ещё проще это сделать в рамках строительства новых районов или населённых пунктов.

Например, в 2006 г. власти эмирата Абу-Даби приступили к реализации проекта Masdar City – экогорода будущего, способного самого себя обеспечивать энергией из возобновляемых источников, имеющего устойчивую экологическую среду со сведением к минимуму вредных выбросов. Экологичность достигается благодаря запрету на личный транспорт и использованию системы городского автоматизированного транспорта, а также путём переработки мусора и вторичного использования отходов. Также все городские службы и системы объединены в общую смартсеть. Первоначально планировалось реализовать Masdar City к 2014 г., однако этому помешали финансовые и иные проблемы, но строительство города продолжается.

Очевидно, что на пути возникновения «умных городов» существует множество преград. В первую очередь они связаны с самой стратегией, которая не предполагает изменение концепции развития города, а концентрируется лишь на новых способах решения старых городских проблем. Подобные города, оснащённые разнообразными датчиками и сенсорами, можно назвать скорее «воспринимающими», нежели «умными». Едва ли их восприимчивость и информированность способны, например, изменить устаревшую городскую планировку и неэффективную транспортно-логистическую инфраструктуру. Маловероятно, что такие свойства способны принципиально усовершенствовать устаревший автомобильный транспорт, создающий смог в городах, а также убивающий и калечащий ежегодно на городских улицах сотни тысяч человек.

Линейный город Юницкого

Альтернативной стратегией является проект создания экваториального линейного города (ЭЛГ) кластерного типа, который является частью геокосмической транспортно-инфраструктурной программы uSpace.

ЭЛГ представляет собой расположенные вдоль экватора пешеходные кластеры размером порядка 1 км, связанные друг с другом сетями транспортных, энергетических и иных инженерных и коммуникационных каналов.

Кластеры ЭЛГ – жилые, производственные, торговые, спортивные, сельскохозяйственные, иные – объединены стартовой эстакадой общепланетарного транспортного средства. Эстакада ОТС в свою очередь совмещена с транспортными комплексами UST.

Каждый кластер в этой системе представляет собой специализированное поселение, которое одновременно является коммуникационным узлом – транспортным, энергетическим, информационным, объединяющей всю планету и ближний космос в единый транспортно-инфраструктурный комплекс.

ЭЛГ – это экологичный город, с развитым общественным транспортом, «зелёной» энергетикой, высокоразвитой экономикой. Повсеместное применение информационных технологий делает этот город эффективным, а его развитие – прогнозируемым и устойчивым.

Концепция ЭЛГ предполагает отказ от личного транспорта, требующего серьёзных вложений, причём не только в момент покупки, но и в виде постоянных трат на обслуживание. Например, в мегаполисах существует проблема хранения транспорта, который не используется значительную часть времени и занимает городскую территорию. Именно поэтому в современных «умных городах» всё большую популярность получают адаптированные под современные технологии службы такси (Uber, Яндекс.Такси, Lyft) и каршеринг. Однако эти новые виды сервисов не позволяют решить транспортные проблемы города.

Выходом призвано стать формирование принципиально новой транспортной сети — автоматизированной, эффективной, безопасной и экологичной. Она будет размещена не на поверхности земли, а на втором уровне. Такая сеть дорог оставит поверхность земли для жизни – растениям, животным и людям. Данные требования были учтены уже на этапе проектирования транспортных систем разработки Unitsky String Technologies, Inc.,которые являются «каркасом» создания ЭЛГ.

Что касается пространственной организации ЭЛГ, то она представляет собой линейный город, расположенный вдоль транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Благодаря этому обеспечивается легкий доступ к производственным, общественным и другим объектам, выступающим в качестве точек притяжения. Жилые дома в ЭЛГ представлены преимущественно коттеджной застройкой, что позволяет снизить плотность населения и повысить уровень и качество жизни человека.

Ещё одним важным аспектом ЭЛГ является его прогрессивная экономика. Каждый инфраструктурный кластер в системе ЭЛГ представляет собой транспортный хаб, что придаёт значительный импульс развитию местной экономики, позволяя таким поселениям становиться финансовыми, производственными, торговыми и логистическими центрами. Подобно тому как на протяжении всей истории человечества находящиеся на пересечении торговых путей города выступали в качестве центров мощных государств, так и в будущем города-хабы ЭЛГ могут занять важное положение в мировой экономике и политике.

Также следует обратить внимание на то, что ЭЛГ основываются на принципах «зелёной» экономики, предполагающей обеспечение потребностей города и городских производств энергией из экологически чистых и возобновляемых источников.

Города-хабы системы ЭЛГ могут выстраиваться не только в логике линейной схемы. Можно объединять пересекающиеся линейные города в единый «шахматный» мегаполис, что позволит обеспечить их эффективную транспортную доступность, а также задействовать в экономике большие территории с низкой плотностью населения. Поэтому концепция ЭЛГ может быть адаптирована не только к отдельным странам, но и распространяться на любые регионы мира.

Проект создания экваториального линейного города видится в качестве наиболее перспективного способа организации городского пространства будущего. При этом жилье в таких городах будет значительно доступнее за счет снижения расходов на транспорт и повышения транспортной доступности. Такое уменьшение стоимости станет возможным, потому что транспортные расходы являются не только одной из основных статей расходов муниципальных бюджетов, но и значимым фактором ценообразования в сфере недвижимости. Линейные города позволят жить в полной гармонии с природой и при этом иметь в доступности все блага цивилизации

Использование этого материала сайта краудфандинговой платформы RSW Systems в Интернет-пространстве допускается только при обязательном размещении ссылки на источник публикации: https://rsw-systems.com/?lang=ru © https://rsw-systems.com/