Интервью с Александром Петровичем Герасимовым, начальником Московского военно-музыкального училища имени Валерия Халилова и преподавателем этого училища Михаилом Александровичем Мельником 21.11.2022 г. в ТАСС по окончании пресс-конференции, посвященной юбилейному концерту в честь 85-летия Московского военно-музыкального училища Министерства обороны РФ.

 

Интервью с Александром Петровичем Герасимовым, начальником Московского военно-музыкального училища имени Валерия Халилова и преподавателем этого училища Михаилом Александровичем Мельником 21.11.2022 г. в ТАСС по окончании пресс-конференции, посвященной юбилейному концерту в честь 85-летия Московского военно-музыкального училища Министерства обороны РФ.

Вопросы Г.Савинич: Александр Петрович, Михаил Александрович, Много лет газета «Народная инициатива» освещает события фестиваля «Спасская башня». Замечу, что каждое выступление Московского военно-музыкального училища имени Валерия Халилова зрители ждут с особым интересом, потому что в нем, как правило, присутствуют юношеский задор, артистизм, оригинальность, юмор.

Выступление любого современного оркестра – это маленький спектакль или зажигательное дефиле. Означает ли это, что будущие дирижеры должны обладать знаниями режиссёра, сценариста, хореографа,  иметь навыки актёрского мастерства?

На фестивале «Спасская башня» оркестр училища выступал вместе с воспитанницами Пансиона Министерства обороны. Расскажите о подготовке совместных танцевальных номеров курсантов Училища и воспитанниц Пансиона. Присутствует ли в программе обучения училища хореографическая подготовка? 

А.П.Герасимов: Сразу хочу сказать,  что касается режиссёрских задумок – это работа наших преподавателей Михаила Мельника и Кирилла Черчика. Это два наших генератора идей, и, как они правильно говорят: главное – идея, а воплощение – задача тяжёлая, но исполнимая. Главное – придумать такую идею выступления, чтобы оно было интересное, не повторялось и имело какую-то фишечку.  У нас есть система дополнительного образования, которая подразумевает хореографическую подготовку, но это только по желанию. Те ребята, которые танцуют с девочками из пансиона Министерства обороны, с которыми мы очень дружим, творчески часто взаимодействуем, они обучаются в рамках дополнительного образования у профессиональных преподавателей хореографии. Что касается актёрского мастерства, наши ребята изучают это в практической деятельности, когда участвуют в концертах. Эти навыки они в себе впитали и потом, как дирижёры будут реализовывать в других творческих коллективах, которые в последствие возглавят.

Но лучше об этом расскажет Михаил Александрович Мельник, который непосредственно занимался подготовкой курсантов к выступлению на фестивале «Спасская башня».

Мельник А.П.: У того, как все эти идеи рождаются есть определенная предыстория. У нас нет профильного режиссерского образования, сценографии, но есть опыт, который сложился в процессе обучения. Если брать в частности меня, то внедрение такого направления в обучении, как класс-концерт, дало необходимые навыки в хореографии, постановке, сценографии. Это помогло мне в дальнейшем, когда я работал, как музыкант оркестра  на разного рода мероприятиях и фестивалях, и не только на площадках России. Дальнейший опыт позволил посмотреть и поучиться, взять на вооружение полученные навыки, которые потом внедрять в жизнь, будучи военным дирижером.

Практически уже 15-летнее участие в проекте «Спасская башня» ежегодно диктует новые тенденции, новые возможности. Мы не стоим на месте, смотрим на другие коллективы,  пытаемся адаптировать под наш юношеский формат то, что будет наиболее приемлемо и интересно. Наше выступление должно напоминать театрализованную постановку – в этом и есть определённая фишка: совместить не сочетаемое. Добавить к этому хореографию, сценографию, подкреплённую световыми, звуковыми и техническими эффектами. Это целый комплекс, который приходит с опытом. Педагогический коллектив, который работает над этим проектом, имеет практику работы и с другими профессиональными коллективами. Эта компиляция дает определённый результат, который вы могли видеть. Пока мы пытаемся соответствовать ожиданиям, которые возлагают на нас зрители. Новые идеи выступления в следующем году зарождаются у нас сразу же, после окончания фестиваля.

Естественно, что все идеи утверждаются нашим художественным руководителем, заслуженным артистом РФ Александром Петровичем Герасимовым. Многие моменты обговариваются и шлифуются – это и есть творческий поиск. Если просмотреть все наши выступления на фестивале «Спасская башня», можно проследить динамику мысли в наших постановках.

Вопрос А.Лебедева:  Идея выступления военных оркестров на вокзалах, проход всех оркестров по ВДНХ, так сказать «музыка пошла в народ», вы к ней имеете отношение?

А.П.Герасимов: Это идея дирекции Фестиваля, чтобы прекрасные коллективы, выступавшие на Красной площади, увидели те, кто не смог попасть на фестиваль. Хотелось, что бы максимальное количество  москвичей и гостей столицы увидели их. Идея переноса фестиваля «Спасская башня» на вокзалы не нова. Москва – это транспортный узел. Вокзалы – это огромные скопление людей, и вдруг у них появляется такой нечаянный праздник, когда они могут увидеть профессиональный военный оркестр.

Каждый год фестиваль «Спасская башня» старается расширить свои границы: оркестры играли у памятника Жукова, в Кубинке у главного храма Вооруженных Сил РФ. Там и место красивое, знаковое и фестиваль является украшением этого места. Там возникает особенный эмоциональный подъем.

Вам может понравиться

Каждый год фестиваль становится всё более и более разнообразным. Есть стремление к тому, что бы за 8 дней, проведения фестиваля максимальное количество зрителей могли приобщиться к искусству военных музыкантов, увидеть творческий коллективы, которые увидеть специально почти невозможно.

Г.Савинич: исторически сложилось, что в российской императорской армии каждый офицер обязательно обладал навыками владения оружием, джигитовкой и умением танцевать. Если на бал приходил офицер, он был лучшим танцором. Училище дает музыкальное образование, вероятно, важно так же научить курсантов красиво двигаться, поскольку сейчас в выступления многих оркестров включаются танцевальные элементы: иначе неинтересно. Есть ли в программе Училища обучение начальным основам танца?

А.П.Герасимов: Конечно, но первое и самое главное – это строевая подготовка. Она включает в себя умение держать корпус, умение правильно ставить ногу, правильное положение головы. Это все то, что предписано Уставом. При подготовке к дефиле мы прибегаем к помощи профессиональных хореографов. Они обучают курсантов определённым движениям и группам движений. Обучают, как входить в движение, как из него выходить.

Вот уже 10 лет мы не представляем себе выступления без наших партнёров – курсанток из Пансиона воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации. Мы с ними давно дружим. У нас хореографы давно как бы общие. Когда наши ребята приезжают для совместных репетиций в Пансион, они прекрасно понимают их преподавателя, так же когда девочки к нам приезжают они даже легко взаимодействуют с нашим преподавателем. Мы делаем много проектов совместных, поэтому хореографическая подготовка есть, без неё невозможно было бы показать то, что мы показываем в выступлении оркестра.

Г.Савинич: Курсанты Московского военно-музыкального училища получают навыки владения оружием?

А.П.Герасимов: Конечно в рамках начальной военной подготовки у нас предусмотрена стажировка на летнем полигоне, где курсанты выполняют упражнения из огнестрельного оружия, например, автомата К74. Это, не такая огневая подготовка, которая даётся в высшем учебном заведении, но элементарные начальные навыки они получают.

А.Лебедев: Как руководитель училища, Вы могли бы назвать цифру, сколько за 85 лет его работы, было выпущено военных музыкантов?

А.П.Герасимов: Более трёх с половиной тысяч. Казалось бы цифра не сильно большая, но учтите, что в год мы выпускаем только 50 человек. На пресс-конференции модератор сказала, что мы выпускаем штучный «товар». Это звучит не очень корректно, но правильно. Мы выпускаем индивидуально подготовленных в профессиональном отношении специалистов. Каждый из них – алмаз огранённый, наша большая гордость. Так получается, что школа училища позволяет не допускать брака. У нас нет случаев, когда кто-то сказал бы, что наш выпускник не обладает знаниями и ничего не умеет. У нас такого не было,  Бог миловал. Все специалисты, которые выходят из наших стен, даже если они не идут в Институт военных дирижёров чтобы продолжить образование, получить офицерское звание и возглавить какой-то военный творческий коллектив, а идут в оркестр в качестве военного музыканта, их сразу же зачисляют.

Специалисты знают, что наш выпускник обладает компетенциями готового профессионального военного музыканта, которого не надо обучать служебному репертуару, не надо обучать действиям музыкантов в строю – он уже всем этим владеет.  

Поэтому пока училищу удается это самое важное – выполнять свое предназначение: готовить высокопрофессиональных военных музыкантов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.