Реконструкция IV Международной автомобильной выставки 1913 г.

 

Российский автомобиль Русобалт

1913-й — великий и последний предвоенный год, в котором жила Российская империя. Это был год наивысшей точки развития императорской России и самых значительных технических и культурных достижений, важное место среди которых занимала IV Международная автомобильная выставка — небывалое по своим масштабам мероприятие, подводившее итог всего довоенного и дореволюционного отечественного автомобилизма. Импульсы развитию автомобилизации придавали специализированные выставки, которые вызывали огромный интерес публики и способствовали интенсивному росту промышленности. До революции прошли четыре международных автомобильных выставки: в 1907, 1910 и 1913 годах — в Петербурге, в 1908 году — в Москве.

Абсолютным прорывом стала IV Международная автомобильная выставка, устроенная в мае 1913 года в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге и входившая в список мероприятий, посвященных празднованию 300-летия дома Романовых. Всего экспонировалось более трехсот автомобилей: роскошные машины марок «Роллс-Ройс» и «Делоне-Бельвиль», доступные «Форды», грузовики, омнибусы, пожарные, военные и санитарные машины. Вместе с именитыми зарубежными марками были представлены и отечественные производители машин, кузовов, деталей, шин и всего, что только может сопутствовать автомобилю. Павильон 54 музея превращен в зал IV Международной автомобильной выставки. В исторических интерьерах представлены уникальные экспонаты из коллекции Политехнического музея, находившиеся в запасниках и впервые собранные вместе.

Электромобиль “Коламбия” (Columbia Victoria Phaeton)

Электромобиль Columbia Victoria Phaeton 1901 года выпуска из Политехнического музея императрице Марии Федоровне (матери Николая II). Императрице Марии «Коламбию» подарила ее сестра, британская королева Александра – супруга британского короля Эдуарда VII, она пользовалась почти таким же электромобилем. Чаще всего пользовался (управлял) электромобилем младший сын Марии Федоровны – великий князь Михаил Александрович, о чём свидетельствуют архивные фотографии. До 1927 года электромобиль валялся на Гатчинском складе, потом был передан в фонды Политехнического музея, и только в 2008 году был отреставрирован.

Моду на автомобили в то время задавали французы. Россия не отставала. К началу XX века в стране было более 12 тысяч машин. Самая богатая коллекция была, конечно, у императора. Развивался и свой автопром.

Гордость выставки — отечественный «Руссо-Балт» — единственный сохранившийся легковой автомобиль этой марки в мире. Среди других редкостей —– уникальные британский сайкл-кар «Эй-Си» и французский «Бэй-Би». Диковинные транспортные средства представлены трехколесным немецким «Феномобилем», а также французским «Де Дион-Бутон», в котором пассажиры сидят перед водителем и лицом к нему. Британский электромобиль «Сити энд Сабурбан» был изготовлен для российской императрицы Марии Федоровны.

Автомобиль «Руссо-Балт», сделанный в Российской империи в 1910–1911 годах

Уникальный экспонат — автомобиль «Руссо-Балт», сделанный в Российской империи в 1910–1911 годах. Даже по тем временам не самая мощная машина — всего 20 лошадиных сил. Из особенностей — руль справа, так как в начале ХХ века единого стандарта не было, каждый производитель выбирал сам. Всего на заводе в Риге было выпущено около 150 машин, а сохранился лишь один экземпляр.

Культура вождения в начале ХХ века сильно отличалась от современной. Например, ремни безопасности тогда считались чем-то лишним. Чтобы пассажиры не скользили по салону, его обивали кожей с ноги страуса, которая имела бородавчатую поверхность. Бородавочки исполняли роль тормоза, чтобы пассажир не мог вылететь из кресла.

Вам может понравиться

Трехколесный немецкий феномобиль

Масштабная историческая реконструкция задумана как атмосферное событие, призванное перенести современника в 1913 год. Шоу дополняют цветочные гирлянды, рекламные афиши, сеансы кинематографа и стенды с интересной познавательной информацией. Зрителям будет представлена диорама в масштабе 1:43, посвященная посещению выставки императором Николаем II.

На выставке присутствовали и рассказали о представленных экспонатов:

Илья Сорокин — куратор выставки, директор по музейно-выставочной работе Музея Гаража особого назначения,
Максим Карташев — старший научный сотрудник Политехнического музея,
Константин Шляхтинский — историк, журналист, автор книг, эксперт по дореволюционному автопрому,
Александр Хлупнов — ветеран ретродвижения СССР, владелец автомобиля Пежо-Бебе, одного из центральных экспонатов выставки,
Евгений Певзнер — историк, журналист, эксперт по дореволюционному мотопрому.

48 фотографий можно скачать по этой ссылке или с моей страницы “В Контакте”