Милое Подмосковное село Федоскино с его уютными домиками, приусадебными участками, утопающими в цветах и яблоневых садах встретило солнечным июльским днем группу московских журналистов, приглашенных посетить Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи в рамках Х Межрегионального творческого фестиваля славянского искусства «Русское поле».
Около 60 представителей различных СМИ пожелали своими глазами увидеть, как создаются шедевры миниатюрной русской живописи.
Расписные шкатулки Федоскино и Палеха известны во всём мире. Редкий турист удержится, чтобы не приобрести и не увезти домой не просто сувенир, а произведение искусства в виде лаковой миниатюры.
Радушные хозяева фабрики показали журналистам фабричные цеха, мастерские художников, музей. Рассказали о сложной технологии производства лаковой миниатюры, которая, кстати, сохранилась только в России, хотя первоначально была изобретена в Китае, а усовершенствована в Германии.
История Федоскинской фабрики миниатюрной живописи началась в 1795 году, когда русский купец П.И.Коробов открыл одну из первых в России, табакерочную фабрику на основе немецкой технологии. Выпускаемые расписные табакерки изготавливались из папье-маше.
Позже он передал дело своему зятю П.В.Лукутину, который, обладая художественным вкусом и предприимчивостью, усовершенствовал производство и расширил ассортимент выпускаемой продукции. Фабрика превратилась в большое предприятие, где работает около 40 художников. При фабрике была создана школа ученичества, в которой обучали заготовительному и живописному делу. Продукция фабрики была отличного качества и вскоре получила широкое распространение не только в России, но и за ее пределами.
В 1828 году за участие во Всероссийской промышленной кустарной выставке в Москве П.В. Лукутин получил Право ставить на изделия фабрики изображение Российского герба.
Наивысшего развития производство достигло в 1840 -1860 годы. Продукция фабрики этого периода отличается большим разнообразием форм и совершенством миниатюрной живописи. Ассортимент изделий того времени достиг 120 наименований, различных по своему назначению. «Табакерки, сигарошники, подносы, лоточки, стаканы, ящики, тарелки, поддонники и прочее…». Совершенствовалась технология изготовления предметов и уровень исполнения живописи. Внедрялись новые приемы декоративного оформления под «черепашку», слоновую кость, «шотландку». Изделия украшались орнаментами из золоченой и серебряной фольги (собственной Фольговой фабрики Лукутиных). Изделия предназначались для различных слоев населения России и, соответственно, стоили от 25 копеек до 125 рублей ассигнациями за штуку.
К сожалению, после смерти последнего представителя славной купеческой династии Лукутиных в 1904 году фабрика была закрыта.
В 1910 году десять федоскинских мастеров организовали «Федоскинскую трудовую артель живописцев, бывших мастеров фабрики Лукутина», которая продолжила производство лаковой миниатюры. Артельщики постарались сохранить художественные традиции, своеобразную технику и качественную отделку изделий. Они сохранили уникальное искусство русской лаковой миниатюры.
В советский период своего существования Федоскинская артель живописцев получила дальнейшее развитие. 1920 -1930 годы – время становления традиций Федоскинской миниатюры советского периода и копирования образцов произведений русской классической и советской живописи.
В 1940-1950 годы Артель тесно сотрудничала с Третьяковской галереей. По договору, живописцы имели возможность делать копии с картин непосредственно в залах Третьяковской галереи. Выпускаемая в то время продукция была необычайно востребована.
В 1960 году «Федоскинская артель живописцев» была преобразована в «Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи».
Советский период в истории фабрики был самым успешным. В 1960 -1970 годах художники Федоскино в значительной мере отказались от копирования станковых произведений и обратились к созданию собственных композиций на современные темы (городской и сельский пейзаж, русский фольклор, портреты исторических деятелей России, революция, военная тематика, космос и многое другое). В этот период формировалось новое поколение художников, постоянно пополнявшее творческий коллектив фабрики. Федоскинцы демонстрировали свои авторские работы на Всесоюзных, Всероссийских и зарубежных выставках. Лучшим художникам вручали Государственные награды и премии.
В те годы на фабрике трудились около 300 художников и формовщиков. Было построено шестиэтажное здание фабрики. Несколько тысяч изделий фабрики ежегодно расходились по магазинам Советского Союза и очень охотно раскупались. В ассортименте выпускаемой продукции были шкатулки, ларцы различных форм и размеров, коробки, миниатюры, панно, адресные папки, записные книжки, браслеты, пудреницы, броши, сувениры, игольницы, портсигары, медальоны, изделия по заказу. При фабрике было создано художественное училище, в которое могли быть только самые талантливые молодые художники, прошедшие серьезные экзамены. Изделия фабрики постоянно экспонировались за рубежом, участвовали в Международных выставках. Часто они использовались в качестве подарка на правительственном и дипломатическом уровнях.
В 1996 г. фабрика была преобразована в Государственное унитарное предприятие «Федоскинская ордена «Знак почета» фабрика миниатюрной живописи», а в 2017 г. — преобразована в Акционерное общество.
Начиная с двухтысячных положение дел на фабрике стало ухудшаться. Спрос на дорогие изделия упал, финансирование сократилось в разы. Оборудование и помещения обветшали. Потолки протекают, художники работают в тесных комнатушках без кондиционеров, музей не имеет даже достойных витрин и освещения.
Все это бросается в глаза не только журналистам, но и экскурсионным группам из разных уголков России и зарубежья. Грустно видеть, как ветшает национальная российская традиция и культура.
Сегодня на фабрике работают лишь 30 художников, да и те в большинстве надомники. Уникальный художественный промысел оказался под угрозой исчезновения, при том, что многие работы художников промысла хранятся в собраниях известных российских и зарубежных музеев и частных коллекциях, а их авторы являются лауреатами Государственных премий, имеют звание «Народный» и «Заслуженный художник РФ».
Беда фабрики в том, что до сего времени применялась старинная технология с применением только ручного труда. Над изготовлением одного лишь изделия коллектив специалистов трудится в течении четырех-шести месяцев, в зависимости от сложности формы и размеров изделия.
Для производства федоскинских миниатюрных лаковых изделий используют только натуральное сырьё, в частности: древесный картон, натуральный клей из пшеничной муки или крахмала, льняное масло, эмали, лаки, алюминиевый и бронзовый порошок, сусальное золото, перламутр, масляные краски, скипидар, полировочная паста.
АО «Федоскинская ордена «Знак почета» фабрика миниатюрной живописи» сегодня попало в сложное положение. Конечно, в период экономического упадка изделия стоимостью от 10 до 500 тысяч рублей может позволить себе не каждый. Но опускаться с высот высокохудожественных произведений до уровня дешевых сувениров федоскинцы не хотят. И правильно: мастерство утратить легко, а возвратить очень сложно. Прославленное на весь мир национальное ремесло, конечно, не может дать столь же высокую прибыль, как ракеты или оружие, но утратить его – это означает потерять часть национальной культуры.
При очевидной востребованности высокохудожественных изделий федоскинских мастеров для представительских целей дипломатического корпуса, правительства и тому подобное, фабрика не может получить государственный заказ на свои изделия из-за требований 44ФЗ, и эту проблему должны решать на высоком уровне. Однако власти сейчас не до народных промыслов.
Другая проблема Фабрики – контрафактная продукция, наводнившая сувенирный рынок под видом федоскинской. Некачественный подделки, поступающие на рынок в огромном количестве, подрывают не только экономику, но и имидж фабрики.
Многие покупатели не знают, как выглядит бренд фабрики (тройка) — знак, который ставиться на все ее изделия, и покупают дешевые подделки, а потом жалуются на их низкое качество.
В то же время изделия фабрики не только отличаются высочайшим качеством, гарантированным ручной работой, но и являются высоко художественными произведениями. Практически каждое изделие фабрики, прежде чем попасть в производство проходит жесткий отбор и утверждается художественным советом фабрики.
Федоскинская фабрика миниатюрной живописи – это, несомненно, «бриллиант», валяющийся под ногами, который раздраженно отбрасывают в сторону, чтобы не мешал движению в технократическое будущее. И ни у кого не хватает догадки поднять его, очистить от пыли и показать всем: «Смотрите какая красотища! Это вам не холодная штамповка, а шедевр, сделанный тёплыми человеческими руками с любовью и вдохновением! Такая красота будет удивлять и радовать наших потомков так же, как мы сегодня восхищаемся произведениями живописи мастеров средних веков».
Полный фоторепортаж (около 50 фотографий) см. здесь
Галина Савинич